«Дело Шутова» дошло до Страсбурга. Первой «ласточкой» стала жалоба, поданная защитой самого экс-депутата, признанного судом «главарем банды». Если в Европейском суде сочтут, что права российского гражданина Шутова Ю.Т. были нарушены, то Россия может «попасть» на три миллиона евро. Именно в такую сумму оценил свои страдания от общения с российской Фемидой экс-депутат.
«Дело Шутова» дошло до Страсбурга. Первой «ласточкой» стала жалоба, поданная защитой самого экс-депутата, признанного судом «главарем банды». Если в Европейском суде сочтут, что права российского гражданина Шутова Ю.Т. были нарушены, то Россия может «попасть» на три миллиона евро. Именно в такую сумму оценил свои страдания от общения с российской Фемидой экс-депутат. Если вспомнить, что недавно другой петербуржец отсудил в Страсбурге 20 тысяч долларов за нахождение в «Крестах», то перспективы для нашего государства открываются весьма не радужные.
Напомним, что 21 ноября прошлого года Верховный суд РФ оставил в силе приговор, вынесенный 17 февраля 2006 года коллегией судей Городского суда Петербурга, согласно которому, Юрий Шутов признан виновным в организации и руководстве бандой, организации шести убийств, двух покушений на убийства, одного похищения человека, одного разбойного нападения, а также в мошенничествах с использованием служебного положения, и приговорен к пожизненному лишению свободы. После чего Юрий Титович отправился по этапу в Пермский край, где ему, согласно приговору, предстоит провести остаток жизни.
Такого же наказания "удостоились" Айрат Гимранов и Сергей Денисов, признанные ближайшими соратниками Шутова, непосредственными руководителями большинства преступлений, возглавившими банду после ухода лидера в городскую политику, а также Евгений Николаев и Сергей Лагуткин, осужденные за активное участие в банде и непосредственное исполнение убийств. Еще двое осужденных за убийства - Алексей Додонов и Сергей Рогожников - получили 18 и 10 лет строгого режима соответственно. При этом сравнительная мягкость наказания последнего обусловлена деятельным его раскаянием, выразившемся в активном сотрудничестве со следствием. Верховный суд все сроки оставил в силе, лишь принял решение о возвращении Айрату Гимранову и Сергею Лагуткину боевых наград, которых они были лишены по решению Горсуда Петербурга.
Сразу после решения Верховного суда защита осужденных заявляла о том, что будет обжаловать его во всех возможных инстанциях – вплоть до Страсбурга. И вот – первая «ласточка». Жалобу от Шутова в Страсбург подал известный «красный» адвокат Дмитрий Аграновский, по мнению которого, «дело Шутова» - дело «беспрецедентное по количеству нарушений прав человека. Достаточно сказать, что весь процесс Юрий Титович провел вне зала суда, а решением при этом стало пожизненное заключение». Отметим, что Аграновский известен как защитник руководителя московских нацболов Романа Попкова (после драки у Таганского суда 13 апреля 2006 года) и семи национал-большевиков, обвиняемых в захвате справочной администрации президента РФ.
Как отмечает в своем сетевом дневнике Аграновский, поданная жалоба – первичная, так как Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ дело пока так и не сдала, между тем срок его возможного обжалования в Страсбурге истекает 21 мая этого года. При этом адвокат настаивает на рассмотрении дела в ускоренном порядке в связи с плохим самочувствием осужденного. «Мой подзащитный отбывает наказание в Соликамске в колонии «Белый лебедь» для лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы» - заявил адвокат РИА «Новости».
Если коротко, то защита полагает, что при рассмотрении «дела Шутова» было нарушено девять прав любого нормального человека. В частности, Шутов имел право:
- на разумный срок рассмотрения дела (судебный процесс длился не один год, а под стражей Юрий Титович находился аж с 16 февраля 1999 года!)
- на нормальное обращение – не бесчеловечное и не унижающее достоинство (по всей видимости, имеются в виду все перипетии содержания Шутова в изоляторах и т.п.)
- на публичное рассмотрение дела (напомним, что окончание судебного процесса проходило в «Крестах» - из обычных людей там были только журналисты).
Странным выглядит лишь требование соблюдения права «пользоваться помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде». Это требование могло касаться другого осужденного по этому делу – Айрата Гимранова, защита которого во время судебного следствия указывала на то, что он не понимает русского языка, чего наблюдающие за процессом, впрочем, не замечали.
В итоге защита Юрия Шутова просит Суд «признать, что в отношении Заявителя имели место нарушения статьи 3, статьи 6, части 1, статьи 6, части 3 пунктов «а, b, с, d, e» Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Обязать Российскую Федерацию принять меры для устранения допущенных нарушений. В соответствии со статьей 41 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, учитывая наступившие тяжкие последствия и официальное признание Заявителя инвалидом II группы, обязать Российскую Федерацию выплатить Заявителю справедливую компенсацию в размере 3.000.000 (трех миллионов) евро».
Напомним, что совсем недавно Европейский суд по правам человека удовлетворил жалобу петербуржца Андрея Фролова, осужденного к 16 годам колонии строгого режима, и обязал российские власти выплатить ему 20 тысяч долларов компенсации за «физический и моральный ущерб» от нахождения в следственном изоляторе «Кресты». Фролов жаловался на то, что в камере «Крестов» площадью 8 квадратных метров, днем и ночью, кроме одного часа прогулки на свежем воздухе, находилось еще 12-14 его сокамерников. Если учесть, что Юрий Шутов пребывал в следственном изоляторе как раз в то время, когда «Кресты» были переполнены сидельцами, доводы о «нечеловеческом» обращении вполне могут быть услышаны.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Одного из осужденных по «делу Шутова» вернули в Москву
Исполнитель убийств, осужденный по делу Шутова, этапируется в "Черный Дельфин";
Юрий Шутов отправлен к месту отбывания наказания;
Юрий Шутов досрочно лишен депутатских полномочий;