В Петербурге вынесено первое судебное решение по иску родственников погибших в авиакатастрофе под Донецком, которая произошла в августе прошлого года. Вердикт суда
ошарашил истцов. Федеральный суд Московского района обязал авиакомпанию выплатить родственникам 500 тысяч рублей. При этом на руки семья погибшей Раисы Скачковой получит всего 200 тысяч – такова сумма материального ущерба. Расчет с родственниками погибшей за моральный вред, по мнению суда, ГТК «Россия» уже осуществила, выплатив им 300 тысяч рублей после авиакатастрофы. Истцы просили обязать компанию выплатить им 9 миллионов рублей. Хотя судебная практика в России и не основана на прецеденте, остается вероятность того, что суд может принять решения и по остальным искам, что называется «под копирку».
Сегодняшние заседания Федерального суда Московского района, где рассматривались 8 исков от других родственников потерпевших, являются лишним тому подтверждением. Все истцы получили по очереди на руки одинаковый документ от представителя ответчика, после чего дальнейшие рассмотрения дел были перенесены на 15 мая. Причиной столь быстрого завершения сегодняшних слушаний стала бумага, предоставленная ответчиком компанией ГТК «Россия». Это был краткий отзыв на исковое заявление, в котором ответчик цинично утверждает, что ответственность авиакомпании наступает только в отношении пострадавшего пассажира. А вот в случае его гибели - нормы закона, в частности, статья 117 Воздушного кодекса и 800-ая Гражданского кодекса, которые устанавливают ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира, не действуют, так как человека уже нет. «Учитывая, что, к несчастью, все пассажиры воздушного судна погибли, и истец не является пассажиром погибшего воздушного судна, данные нормы не могут быть положены в обоснование требований истца», - говорится в представленном ГТК «Россия» документе.
Кроме того, правопреемники «Пулково» уверены, что компенсаций, уже выплаченных пострадавшим – вполне достаточно, а требования сумм свыше этого «не обоснованы». В частности, в отзыве на исковое требование авиаперевозчик заявляет, что компенсация материального ущерба в 200 тысяч рублей с лихвой покрывает все материальные потери пострадавших. Например, багаж, по норме Воздушного кодекса (именно на него ссылается «Россия»), возмещается из расчета не более 200 рублей за килограмм (2 МРОТ). Что же касается возмещения морального вреда, то ответчик не отрицает самого факта его причинения, однако, выплаченные компанией добровольно 100 тысяч рублей должны «в полном объеме» удовлетворить родственников погибших, - утверждает авиаперевозчик.
Краткий отзыв «России» был передан и в материалы дела, и лично каждому истцу, не взирая на индивидуальные обстоятельства. Как пояснил корреспонденту «Фонтанки» председатель организации "Прерванный полет" Георгий Ефименко, среди истцов есть не только жители Петербурга. Однако в выданном документе указывается на то, что родственникам погибших, среди прочих выплат, была произведена выплата в 100 тысяч рублей от правительства города. Вместе с тем среди потерпевших, иски которых сегодня слушались в суде, были даже жители Мурманска – а на них «петербургская компенсация» не распространялась.
Так же, как пояснил Георгий Ефименко, 300 тысяч может составлять только страховая часть выплат, которую обеспечивает компания «Согаз», все остальные суммы могут быть истребованы уже непосредственно с авиапредприятия. Что касается непосредственно суммы страховки, то каждого пассажира злополучного рейса застраховали на 12 тысяч рублей, плюс к этому еще 100 тысяч – страхование гражданской ответственности перевозчика. Впрочем, в сентябре 2006 года представители «Согаза» пообещали увеличить размер выплат в три раза, то есть со 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
Юристы «России», ссылаясь на положения Варшавской конвенции о международных воздушных перевозках, указывают на то, что рейс Анапа – Петербург является внутренним. А значит, суммы страховых выплат должны быть ниже. Однако, по словам Ефименко, рейс был застрахован как международный. Это значит, что каждого пассажира застраховали как «международника» на 75 тысяч долларов. Международным перелет признала и комиссия МАК.
Путь судебных взысканий по делам, связанным с гибелью людей в результате катастроф показателен. Родственники пострадавших нередко и вовсе получают отказ. Правда, пострадавшим случается отсудить и достаточно крупные суммы компенсационных выплат.
Например, рассмотрение некоторых исков по трагедии в «Трансвааль-парке» закончилось присуждением компенсации в размере более миллиона рублей. Так восьмилетняя Виктория Смирнова и ее дедушка, оставшийся ее единственным опекуном, получили компенсацию в 1,5 миллиона рублей, а пострадавшая в результате обрушения Тамара Папиташвили – 1,3 миллиона. Однако эти относительно крупные суммы все-равно были меньше тех, которые просили родственники и потерпевшие.
Отсуженные компенсации жертв «Норд-оста» едва доходили до 100 тысяч рублей, хотя общая сумма по искам всех потерпевших практически приблизилась к 50 миллионам долларов. Впрочем, правительство Москвы выплатило пострадавшим единовременно 145 тысяч рублей.
Компенсация, традиционно предоставляемая государством - около 100 тысяч рублей. После трагедии аэробуса А-310 в Иркутске в июле 2006 года, жизнь погибших была оценена в 100 тысяч, а выжившим было выплачено по 75 тысяч рублей. Дополнительные выплаты по искам, которые были поданы по месту «прописки» авиакомпании «Сибирь» в городе Обь, составили до 200 тысяч рублей. Еще 185 родственников пострадавших в Иркутске обратились в суд города Нью-Йорка, где располагается штаб-квартира компании «Airbus» – решение нью-йоркского суда ожидается в июне.
Между тем еще в середине февраля, посещая Петербург, министр транспорта РФ Игорь Левитин пообещал, что выплаты семьям погибших в авиакатастрофах в России могут быть увеличены до 75 тысяч долларов на каждого погибшего. По его словам, в рамках вступления в ВТО был пересмотрен размер компенсационных выплат. Как пояснили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе министерства транспорта РФ, проект закона, регулирующего размеры компенсационных выплат родственникам погибших в авиакатастрофах, существует уже достаточно давно, но до сих пор не может пройти согласования в министерствах. Причем, как уверяют в Минтрансе, процесс тормозит Минфин, который не согласовывает документ. В ведомстве Игоря Левитина заявляют, что проект закона, предусматривающего увеличение выплат, будет вынесен на рассмотрение правительства в ближайшее время.
Ксения Потеева,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
ГТК "Россия" представила суду все документы по искам родственников погибших при крушении Ту-154
«Россию» уберегли от коллективного иска
Первый иск родственников погибших в крушении Ту-154 дошел до суда
Основная причина падения Ту-154 под Донецком - человеческий фактор
Адвокат Игорь Трунов: вопрос вины экипажа Ту-154 не связан с вопросом выплат потерпевшим
Снова подвел человеческий факторВадим Базыкин: Командир упавшего Ту-154 мой старинный приятель и один из самых опытных летчиков «Пулково»
Ту-154 Пулковских авиалиний упал под Донецком
«Россия» сэкономит на родственниках погибших в катастрофе Ту-154
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ