Рубрику «Спроси сам» «Фонтанка» открывает интервью со спикером Законодательного Собрания Петербурга Вадимом Тюльпановым. «Мне кажется, что я могу ответить на любые ваши вопросы», - заявил политик перед началом разговора. «Фонтанка» этим, естественно, воспользовалась. Разговор начался с «разминочного вопроса» - на грани политики и спорта.
Недавно произошел досадный инцидент с членом вашей партии, футболистом Андреем Аршавиным. Дик Адвокаат заподозрил его в нарушении режима и отстранил от занятий с основным составом…
- Я узнаю об этом инциденте из прессы. Например, в «Невском времени» писали о том, что я ездил к Дику Адвокаату и уговаривал его простить Аршавина.
А вы не уговаривали?
- Нет, не уговаривал. Адвокаат, наверное, сам его простил.
Не прошло и месяца со времени формирования нового созыва ЗакСа, как произошел демарш двух фракций. В такую форму вылилось противостояние "единой" и "справедливой" России. Сотрудничество КПРФ и «СР» может в перспективе привести к блокированию заседаний ЗакСа?
- В нашем Законодательном собрании возможно все. За три предыдущих созыва я в этом убедился. Любые блокировки, даже самые неожиданные, которые даже трудно себе представить, в нашем собрании возможны.
Вы относитесь к этому с оптимизмом?
- Законодательное собрание – это же не рота солдат, которых выстроил, и если кто-нибудь из них бойкотирует мероприятие, то за это несут наказание. Здесь избранники народа. На прошлом заседании они выразили свою позицию бойкотом. Видимо они представляют, что так поступить их просил бы избиратель. Хотя я сомневаюсь в этом. Думаю, что избиратель заинтересован в работе собрания, а не в срыве заседания.
Эсеров лишили портфелей в городском парламенте и, за исключением комиссии по горхозяйству, минимизировали их присутствие в рабочих органах собрания. Такая позиция была продиктована установкой Бориса Грызлова?
- Это настрой наших депутатов, которые считают, что место представителя в Совете Федерации, которое мы отдали Сергею Миронову, многого стоит. Депутаты нашей фракции и присоединившиеся к нам коммунисты и ЛДПР понимали, что им (эсерам) этого достаточно. Мы не ущемляем интересы никого из депутатов. При распределении мест в комиссиях, в процентном отношении, эсеры, исходя из численности состава своей фракции, получили не меньше, чем другие. Например, у "ЕР" 23 депутата в ЗакСе – мы получили 27 мест в комиссиях, в "СР" 13 депутатов – они получили 15 мест, у КПРФ 9 депутатов – они получили 11 мест. У ЛДПР 5 депутатов – они получили 7. Разговоры об обидах и о том, что им чего-то не дали, не имеют под собой никаких оснований. Кроме этого, на первом заседании комиссии по городскому хозяйству были избраны три заместителя председателя. Двое из них – от "Справедливой России".
Комментируя отказ депутатов включить Владимира Гольмана в комиссию по горхозяйству, вы отметили, что он – лоббист определенных строительных структур (Владимир Гольман - Президент Союза строительных компаний "Союзпетрострой" – ред.). Не секрет, что практически в каждой фракции есть депутаты, которые "дружат" с представителями тех или иных бизнес-структур. В прошлом созыве был разработан законопроект о лоббистской деятельности. Не пора ли его принять?
- Такой закон разрабатывается. Думаю, что в этом созыве мы его снова поднимем из архивов, доработаем. Наверное, он нужен.
Сергей Миронов объявил о слиянии «СР» с СЕПРом, прогнозируется еще одно слияние. Каковы перспективы этой партии? Миронов как-то сказал в адрес Грызлова, что у вашей партии нет будущего…
- Думаю, что у них есть будущее. Если они не будут заниматься откровенным популизмом и покажут делами, что что-то могут. Пока они не показали вообще ничего. Когда говорится маленькая ложь, в нее не верят. А в большую, вроде обещаний повысить пенсии до 7 тысяч рублей - верят, потому что не думают о том, что на таком высоком уровне можно так нагло лгать. Если они будут так продолжать, то рано или поздно это даст о себе знать и будущего у них не будет.
Что касается вашей партии, не пришло ли время «ЕР» более внятно заявить о своей идеологии? Появится ли в названии партии обозначение "консервативная"?
- Идеология нашей партии заявлена. Неоднократно говорилось о том, что у нас правоцентристская партия. Мы проповедуем либеральные ценности. Миронов предлагает социализм. На мой взгляд, в сегодняшнем государстве его можно построить только путем революции. А мы предлагаем поэтапное движение по либеральному курсу. "Единая Россия" - большая партия, и, как в любом большом коллективе в ней представлены люди разных взглядов. Есть те, которые больше тяготеют к правым, есть те, кто к либералам. А есть приверженцы консервативного крыла. В конце концов, мы приходим к здравым решениям.
Расколов не опасаетесь?
- У нас в Петербурге не опасаюсь. Думаю, что и там (в Москве – авт.) не будет.
А как же Константин Серов (в прошлом – руководитель исполкома «ЕР»)? На прошлой неделе произошли кадровые перестановки в исполкоме. Официальная причина известна – указание ЦИК партии. Но говорят, что уход Серова – результат вашей с ним длительной "холодной войны".
- Не было никакой "холодной войны". Разногласия были лет пять назад, когда "Единая Россия" только образовывалась. Тогда я исполнял обязанности главы регионального политсовета "Единства". Да, у нас были небольшие противоречия. Но за последние годы мы с ним сработались. И никаких конфликтов у нас не было. А то, что его заменили – это действительно системное решение. Выбирать между госдолжностью и постом руководителя исполкома предложили единороссам 9-ти регионов.
Серову предлагали выбрать между депутатским мандатом и должностью руководителя исполкома?
- Да, конечно. Но он не захотел складывать мандат депутата.
Именно он отвечал за избирательную кампанию на последних выборах? Какие функции по обеспечению выборов были на него возложены?
- Он руководил исполкомом, отвечал за связь с Москвой и за выборы в Невском районе. У нас были кураторы, которые отвечали за выборы по районам. Из них пять действующих депутатов ГосДумы и четыре депутата ЗакСа – Анденко, Макаров, Евтухов и Серов. В курируемом им в Невском районе в ЗакС прошло два депутата.
Чего вы ждете от Николая Константинова, который вместо Серова возглавил исполком?
- Впереди выборы в Госдуму – это самая важная задача и для него, и для меня. Если в целом по России "ЕР" наберет 45 процентов и выше – это будет хорошим результатом. Но регион региону рознь. Одно дело – Дагестан и Чечня, или, например, сибирские регионы, где большая часть избирателей работает и получает зарплату от 30 тысяч и выше. Это их устраивает и они голосуют за стабильность. А у нас в Петербурге несколько другая социальная ситуация. У нас треть избирателей – пенсионеры, которые сегодня живут очень плохо, на пенсии в три тысячи рублей. Это – нищенское существование. При этом привилегированные пенсионеры (ветераны и инвалиды ВОВ), которые получают особые доплаты, постепенно уходят из жизни. А с каждым годом появляются новые, которые получают нищенские пенсии. Они недовольны. Это проецируется на действующую власть, в частности – на "Единую Россию", которая большинством представлена в ГосДуме. А тут кликушество и популизм эсеров по поводу 7-тысячной пенсии. И люди голосуют за этих лже-обещателей.
Эсеры застолбили левую нишу политического сектора…
-Я так не считаю. Они объявили о том, что они хотят застолбить левый сектор. Одно дело хотеть, а другое – чтобы что-нибудь получилось. Пока они оторвали голоса у кого угодно, только не у левого вектора: у "Единой России", у "Яблока"…по чуть-чуть ото всех, но у коммунистов они ничего не забрали – КПРФ получило на выборах достаточно много, 14 процентов. Коммунистический электорат достаточно опытный. И на надуманные, дутые псевдолевые лозунги, которые представляет Миронов не купился никто из тех, кто голосует за коммунистов.
Вы опасаетесь их активности на думских выборах? Может ли «Справедливая Россия» в результате «обыграть» «Единую Россию»?
- «Справедливой России» не удастся до декабря обойти нашу партию. Но получить достаточно большой процент голосов в нашем городе они смогут. Петербург – это их первый и главный плацдарм.
По окончании выборов проходили переговоры с Мироновым о том, чтобы он избирался представителем в Совет Федерации, а вы – спикером парламента. Если бы договориться не удалось, кто, по вашему мнению, был бы сенатором? У него были конкуренты?
- Я бы не сказал, что переговоры имели такую однозначную направленность. Речь так же шла о реализации городских проектов с привлечением федеральных средств, обеспечить которое мог бы только очень влиятельный сенатор. И хотя выдвигалась только кандидатура Миронова, обсуждалась возможность поддержи Петербургом кандидатуры Артура Чилингарова (вице-спикер ГосДумы, член партии «Единая Россия» - авт.). Больше я ни о ком не слышал.
Называлась перспективная кандидатура на пост спикера ЗакСа?
- Называлась, естественно. Оксана Генриховна (Дмитриева – депутат ГосДумы, в городской ЗакС выдвигалась от «СР» - авт.). Но, видя расклад в собрании, она, видимо, поняла, что вряд ли может быть избрана. Особенно учитывая, что Миронов на их весах гирей стоял. Вот она и отказалась.
Представители оппозиции не прошли в городской парламент нового созыва. Таким образом определенный политически активный сектор не представлен в ЗакСе. По вашему мнению, оппозиция имеет право проводить марши, митинги, акции протеста и таким образом выражать свою позицию?
- Я очень сомневаюсь, что «Яблоко» смогло бы пройти в парламент. Даже если бы их не сняли с выборов. Показателем стало то, что даже СПС не набрало достаточное количество голосов, хотя мне казалось, что те, кто считают себя истинными демократами первой волны, должны были за них голосовать. Если вспомнить выборы в Госдуму, которые были четыре года назад, тогда «Яблоко» и СПС набрали в целом по России по 5 процентов. Здесь в Петербурге - по 9 процентов. Но с тех пор, видимо, доверие к ним пошатнулось, в том числе, по моему мнению, из-за проведения ими уличных акций с привлечением нацболов. Может быть, по-другому заявить о себе громко у них никак не получается. Теперь они могут выходить на улицы, кричать, выступать. Но у них нет доверия даже меньшинства населения. Для меня это очевидно. Они специально идут на провокации и пытаются перекрыть Невский проспект.
В ближайшее время ЗакС планирует все-таки выбрать омбудсмена и председателя КСП. Последние несколько лет город обходился без них, (КСП руководит и.о. председателя Наталья Литвинова, а уполномоченного безуспешно пытались избрать восемь раз –авт.). Решение этих вопросов выглядит не иначе как попытка трудоустроить не прошедших в ЗакС бывших депутатов от «Единой России». От кого исходит инициатива запуска этих процедур?
-Я убежден, что в этом созыве избрать председателя КСП и Уполномоченного по правам человека нужно. Безусловно, в городе есть проблемы по защите прав человека. Что касается КСП, то Наталья Литвинова (и.о. председателя – авт.) находится в подвешенном состоянии. А человек, исполняющий контрольные функции должен чувствовать себя уверенно, без опаски и без страха. Но сначала надо сформировать Бюджетно-финансовый комитет, и дождаться пока вступит в силу новый закон об Уполномоченном, упрощающий процедуру избрания. Запуск процедуры возможен через несколько заседаний, в мае. А выборы – в июне.
А госсекретаря, о котором говорится в Уставе Петербурга?
- У нас нет закона о госсекретаре. Мы его не разрабатываем. Я думаю, что и не надо. Это надуманная должность. Мы столько лет обходились без нее и дальше можем.
Называются четыре фамилии бывших депутатов – Артемьев, Ловягин, Михайлов и Лопатников. Кого вы хотели бы видеть на этих должностях?
- Окончательного мнения в депутатской среде нет. На должность председателя КСП, может быть, и Наталья Анатольевна будет выдвигаться кандидатом.
За последние годы ЗакС не вступал со Смольным в споры по принципиальным вопросам. Что это – беззубость законодательной власти или что-то иное?
- Я был свидетелем различных взаимоотношений между ЗакСом и Смольным. В конце 90-ых и в начале 2000-х годов было противостояние, но от этого кроме интереса прессы и любопытства горожан посмотреть как ругаются, пользы не было никакой. Если выбирать из двух зол: между конструктивной работой или жесткой конфронтацией, лучше выбрать первое. Хотя злом я это бы не назвал.
Должность спикера ЗакСа – это вершина политической карьеры? К чему вы стремитесь? В свое время ходили разговоры о вашем возможном переходе на работу в Москву…
- Я придерживаюсь лозунга: «Делай свое дело и будь что будет». И не важно, буду замечен для Москвы или нет. Я туда не лезу, никого из лоббистов не отправляю. Заметен - хорошо, не заметен – тоже хорошо. Потому что в любом случае я нужен в городе и ощущаю это. И, если я не счастлив полностью, то удовлетворен на 100 процентов тем, что работаю здесь, в Петербурге, председателем Законодательного Собрания.
Беседовала Александра Медведева,
Фонтанка.ру
Вадим Тюльпанов: «В нашем ЗакСе возможны любые рокировки»
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ