С 7 по 30 апреля в концентре «Родина» - цикл программ современного русского экспериментального кино, видео и анимации «Уставший снег», начатый в 1999 году кино-/видео-художником Марией Годованной. В программе представлены работы Дмитрия Трофимова, одного из активных участников Параллельного кино 90-х годов, а сегодня – видео-художника и режиссёра. Его ранние работы, снятые на киноплёнку, сильно отличались от фильмов других параллельщиков: простота образов, нелинейность повествования, характерный монтаж. И, несмотря на то, что более поздние фильмы сняты на видео, его работы также наполнены поэзией, как и прежде. « В одной двадцатьчетвертой целлулоидной реальности всегда сохраняется тайна – некая имплицитная субстанция, которая остается темной, неразгаданной, ускользающей от понимания….. Возможно, необходима поверхность кожи, чтобы воспринять самостоятельную жизнь архетипов и визуальных рефлексий, отраженных на периферии вывернутой наизнанку оболочки взгляда…. Фильм, как транскрипция ощущений и чувств, как ритуальный акт, как объяснение в любви…» (Д. Трофимов) Также в цикл программ вошли практически все видео-работы Леонида Тишкова, известного московского художника, занявшегося видео в конце 90-х годов. Это и видео-перформансы («Картины ветра», «Существа воздуха»), и перекладная анимация («Ёлка у Ивановых» (фильм созданная по произведениям поэта- обереута А. Введенского), «Простые действия Даблоидов»), и видео-комментарии («Черви», «Похороны Новогодней Елки»), и лирические повествования («Снежный Ангел», «Снежный Ангел-2»). Мир Тишкова населяют разные существа: Стомаки («автономно живущий и движущийся желудочно-кишечный тракт»), Даблоиды («он похож на самостоятельно передвигающуюся ногу с маленькой головой наверху и символизирует соитие высокого и низкого... Даблоид это наш путь, его красный цвет - это жизнь, его молчание - наша мудрость»), Водолазы («черный бархат их кожи, скафандра, напоминает плюшевых медведей, любимую игрушку детей, длинный шланг - это бесконечная пуповина, никогда не отрезанная, она сопровождает нас всю жизнь, связывая с землей и вечностью»), Вязанники («новое существо, созданное двумя главными составляющими моего искусства: феноменами времени и места; примеривая на себя Вязаника, одеваясь в одежду нескольких поколений, ты становишься безымянным, безличным существом, обретаешь бессмертие…»), Никодим (образ самого художника). И зрителю представится уникальная возможность познакомиться с большинством из них. Сразу две программы из цикла «Уставший снег» включают в себя видео-работы группы «Синий Суп». Как говорят о себе непосредственные участники этого творческого союза, Алесей Добров, Даниил Лебедев и Александр Лобанов, «BlueSoup не имеет отношения к политике, морали, государственной идеологии, экономике, власти, насилию, сексу, спорту. BlueSoup имеет некоторое отношение к поэзии. BlueSoup имеет некоторое отношение к мистике. BlueSoup имеет определенное отношение к прекрасному. BlueSoup не имеет отношения к юмору и иронии. BlueSoup имеет отношение к гармонии. BlueSoup не провоцирует. BlueSoup не реагирует. BlueSoup – это, зачастую, видео. BlueSoup Video – это, как правило, очень короткое видео. BlueSoup Video – это когда почти ничего не происходит. BlueSoup Video – это отсутствие персонажей, монтажа, сюжета, завязки, кульминации и развязки. BlueSoup Video не рассказывает историй. При этом BlueSoup Video имеет структуру, ритм, композицию». В показ также вошли работы ещё одной творческой группы, питерского мультимедийного коллектива «2012». Этот коллектив, название которого происходит от года, на котором заканчивается календарь Майя, был создан в 1998 году и дебютировал в конце того же года с инсталляцией ПРА-ОБРАЗЫ в Art-Галерее 103 на Пушкинской 10. С самого начала коллектив работал над созданием аудиовизуальных пространств, в которых и визуальная составляющая, и звук находились бы в постоянной и тонкой взаимосвязи. Для этого использовались шумовая, амбиентная и этническая музыка, живой аудиомикс, квадрофонический звук, многочисленные видео, компьютерные и слайд-проекции, в том числе и на объекты. В программы «Уставший снег: часть 2», «Уставший снег: часть 3» и «Уставший снег: часть 4» вошли работы Вадима Кузенкова, Софьи Нелюбиной и Юрия Элика. Анимационную часть цикла представляют работы Ивана Максимова, хорошо известного московского мультипликатора, создателя странных существ, живущих в странных мирах, и Бориса Казакова, питерского режиссёра, работающего в редких техниках кино-коллажа, scratching и непосредственного рисунка на киноплёнке. Имя Владимира Кобрина хорошо известно не только профессионалам, но и любителям кино. Его называли «концептуалистом, основателем русского авангарда в научном кино». «Я думаю, что наиболее верная ориентация человека во временном пространстве, - говорил Кобрин, – это когда мы движемся в будущее затылком вперед. Не надо пытать будущее. Все-таки человек, - и это мое глубочайшее убеждение – созидатель прошлого. Когда в прошлом у нас есть опоры разного рода, тогда мы прочнее чувствуем себя в настоящем и тогда будущее неизбежно приходит к нам. Если же мы начинаем моделировать будущее и его коверкать, то мы отрываемся от прошлого и настоящее в таком случае – всегда кошмар». В программу включено несколько его видео работ («Кротоскобризмус», «Сон пляшущих человечков»), а в дальнейшем запланирована целая ретроспектива его фильмов, приуроченная к его 65-летию. Помимо перечисленных авторов, в цикле программ «Уставший снег» будут представлены работы самых разных режиссёров и кино-/видео-художников, таких как Платон Инфанте-Арана, Евгений Кондратьев (Дебил), Александр Дулерайн и Ян Раух, Ольга Лялина, Андрей Мурашов, Мария Годованная, группа AV, Аристарх Чернышев и Владислав Ефимов, Нодари Фёдоров, Максим Илюхин, Кирилл Шувалов и Владимир Раннев, Татьяна Новикова, Владимир Лило. Данный цикл программ не ставит своей целью представить основные направления в современном русском экспериментальном кино, видео и анимации. Основным критерием в выборе работ была поэтичность языка художника, с помощью которого он общается с внешним миром, его артистизм и лаконичность.
«Уставший снег» в Родине
ПО ТЕМЕ