Каждый из исков родственников погибших в авиакатастрофе под Донецком будет рассматриваться отдельно: схема рассмотрения всех дел идентична, а вот ситуация с моральным и материальным ущербом в каждом случае уникальна. Об этом прежде всего уведомила сегодня федеральный судья Московского районного суда Ольга Андреева представителя ГТК «Россия». Пока что последствия этого решения чисто технические: для ответчика оно обернулось необходимостью сделать 37 копий каждого связанного с аварией документа. Для истцов – большими перерывами между заседаниями. Как скажется это на судебных решениях – будет видно в процессе.
Первые требования
Сегодняшнее заседание, как и еще четыре ближайших по времени (назначенные на 10, 12, 19 и 23 апреля – по 7 истцов в день), - предварительные: суд определяет круг ответчиков, список ключевых вопросов и документов. В ходе заседания представитель авиакомпании Станислав Зориков предоставил документы, подтверждающие, что ответственность «России» застрахована компанией «Согаз», и суд постановил привлечь страховую компанию к процессу в качестве третьего лица. Истцам же суд напомнил об их праве заявить страховщика как соответчика и требовать часть суммы с него.
Моральный ущерб, причиненный гибелью родственников, оценен истцами одинаково: за каждого погибшего члена семьи - по 9 миллионов рублей. Всего, напомним, заявлено 37 исков, в которых 74 истца будут требовать возмещение ущерба от гибели 73 родственников. Представитель истцов заявила о необходимости уточнить исковые требования: по ее словам, при составлении исков был допущен ряд технических ошибок, устранить которые она пообещала к следующему заседанию.
Много это или мало – 9 миллионов за каждого погибшего - для авиакомпании – представитель ответчика оценить в суде не взялся: позиция «России» по каждому конкретному иску будет излагаться при рассмотрении их по существу. Это произойдет еще как минимум через одно заседание: при условии, что вступление 24 апреля (на эту дату назначено второе заседание по сегодняшним искам) в процесс «Согаза» не приведет к дополнительным уточнениям исковых требований. А пока ответчик в очередной раз озвучил уже выплаченные суммы – по 300 тысяч рублей за каждого погибшего, из которых 100 тысяч должны были хоть как-то компенсировать моральные страдания родственников, а 200 тысяч – любой материальный вред.
Впрочем, принципиальная позиция авиакомпании, напомним, уже была изложена на онлайн-пресс-конференции 20 февраля: тогда в ГТК были уверены, что «России» не грозят миллионные выплаты по коллективному иску родных пассажиров разбившегося рейса. Заместитель генерального директора ГТК «Россия» Дмитрий Голубков заявил, что «российская практика судебных решений до сих пор не предусматривала удовлетворение исков такого размера». По его словам, в отсутствие законодательно предусмотренной практики страхования ответственности авиаперевозчика в размерах, позволяющих удовлетворять столь крупные иски, «судебное решение в отношении авиакомпании было бы некорректно и несправедливо».
Кстати, напомним также, что страховая группа «СОГАЗ» обнародовала информацию о выплате страхового возмещения по авиакаско ФГУП ГТК «Россия» в размере полной страховой стоимости погибшего воздушного судна Ту-154М. Размер страхового возмещения составил 2 миллиона 500 тысяч долларов США.
Первый опыт
Какими бы ни были технические неудобства для сторон от раздельного рассмотрения тридцати семи исков, позиция суда вполне правомерна: и не столько потому, что ситуация в каждом иске действительно уникальна, столько потому, что иски однотипные. Ведь речь идет не только о степени родства истцов с погибшими, о возможности признания погибшего кормильцем, о количестве и качестве перевозившегося багажа (каждый из этих показателей наверняка заставит суд по-разному оценивать полученный истцами материальный и моральный ущерб). Дело в том, что у судей просто пока нет практики рассмотрения исков по авиакатастрофам. И первые семь рассмотренных требований как раз и станут той практикой – для оставшихся тридцати.
Впрочем, даже до первых решений еще далеко. Сейчас актуальнее другой вопрос: в качестве кого будет участвовать в процессах «СОГАЗ»: ответчиком или третьим лицом. Как сообщила корреспонденту «Фонтанки» адвокат Людмила Айвор, представляющая в процессе всех истцов, ей сегодня была предоставлена копия страхового договора между государственной транспортной и страховой компаниями, который ей предстоит изучить до следующего заседания. Впрочем, уже сейчас, после поверхностного ознакомления с этим документом, она смогла сообщить нам, что он предусматривает возмещение авиакомпании 250 тысяч SDR (Special Drawing Rights – коэффициент МВФ, определяемый на основе корзины валют), то есть приблизительно 350 тысяч долларов, в случае наступления ответственности за каждого погибшего пассажира. Эти выплаты пока, судя по документам, не производились, так как «Россия» требований по ним не заявляла, ограничившись компенсацией потери самолета. Между тем, в пересчете на рубли, сумма страховки с лихвой покрывает все исковые требования.
Павел Горошков,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Первый иск родственников погибших в крушении Ту-154 дошел до суда
Основная причина падения Ту-154 под Донецком - человеческий фактор
Адвокат Игорь Трунов: вопрос вины экипажа Ту-154 не связан с вопросом выплат потерпевшим
Снова подвел человеческий фактор
Ту-154 Пулковских авиалиний упал под Донецком
Вадим Базыкин: Командир упавшего Ту-154 мой старинный приятель и один из самых опытных летчиков «Пулково»
«Россию» уберегли от коллективного иска
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ