Авторы и правообладатели музыкальных произведений собрались в Петербурге, чтобы обсудить с общественностью насущную проблему, которая касается их напрямую – их собственные права, естественно, авторские. Потому как оставаться в стороне от борьбы с «интеллектуальным пиратством» они не могут, поскольку сами являются жертвами пиратов.
Проблемы у самих авторов музыки, как выяснилось, не такие актуальные и животрепещущие, как показалось бы на первый взгляд. Больше всего заботит музыкантов ситуация, когда они не получают своих законных дивидендов от произведений. Андрей Заблудовский (экс-Секрет), например, наглядно демонстрировал диски группы «Секрет», купленные им накануне на печально известном рынке «Юнона». Диски были красочно оформлены, на обложке можно было рассмотреть фотографию участников группы, в том числе и самого Заблудовского, однако, по его словам, эти лица к выпуску подобной продукции никакого отношения не имеют. По словам бывшего гитариста «Секрета», фирмы, указанные в качестве правообладателей на обложке, с которых он бы хотел получить авторский гонорар, ему найти не удалось.
«Воры в данном случае не те продавцы, которые получают с каждого диска деньги в свой карман, и не рынок «Юнона», который с моего творчества тоже что-то получает, а вот эти фирмы, про которые я никогда не слышал», - заявил Андрей Заблудовский. Генеральный директор звукозаписывающей компании «Бомба – Питер» Олег Грабко, который является правообладателем выпускаемой его компанией продукции, ответил, что фирмы эти давно искали и найти так и не смогли, а после продемонстрировал точно такую же коробку, оформленную в тех же тонах, только с фотографией Олега Погудина, права на выпуск музыки которого целиком и полностью принадлежат компании «Бомба-Питер».
Пиратство, как таковое, по словам большинства из собравшихся, существует на вполне законном уровне – главное чётко разделять грань между откровенным воровством и узаконенным. Так, по словам директора «Российского авторского общества» Натальи Новиковой – это неправильно, когда музыкант от продажи собственных композиций либо не получает ни копейки, либо такой мизер, который даже смешно сравнивать с доходом продавца.
Хотя в случае с радиостанциями, кафе, ресторанами и дискотеками, по её словам, всё гораздо проще. Если композиция проигрывается в публичном месте, и от этого доход получает непосредственно тот, кто её прокручивает, он обязан выплатить от этого процент в «Российское авторское общество», а само общество потом отдаёт эти деньги законному владельцу – то есть музыканту. Музыканты с обществом знакомы давно, и как они говорят, гонорары от него регулярно перечисляются.
Организация действует на основании пункта закона «Об авторских и смежных правах», которым активно пользуются мошеннические конторы, наклеивая свои марки на контрафактные диски, а потом, ссылаясь на закон, выигрывают слушания в судах. Это тот самый пункт, в котором говорится о коллективном управлении этими самыми правами – то есть фирма собирает деньги с радиостанций и дискотек, а затем раздаёт их музыкантам. «В случае, если используются композиции иностранного исполнителя, например, групп “Metallica” или “Deep Purple”, то находятся их правообладатели в России и им все средства, которые выделила радиостанция, честно перечисляются», - заявил бывший музыкант группы «Кино», а ныне ведущий одной из известнейших в Петербурге радиостанций Алексей Рыбин. Схема проста – радиостанцией каждый месяц предоставляется список эфира и перечисляются финансы, а уже потом они попадают в карман музыканта. В ситуации с дисками такой слаженной системы, по словам правообладателей, до сих пор не существует, а закон играет на руку именно мошенникам, но никак не авторам.
Вдове Сергея Курёхина уже после смерти мужа один из директоров студии, который сотрудничал с музыкантом при жизни и активно продолжал выпускать диски после его гибели, заявил, что теперь он не обязан выплачивать гонорары, чем вызвал её недоумение - права автора в нашей стране пока ещё передаются по наследству. Вдова композитора Вениамина Баснера, Люсия, обвинила в «пиратстве» ведущих политиков нашего государства. По её словам, в ходе прошедшей предвыборной кампании ведущие партии, борющиеся за депутатские кресла, не заплатили ни рубля, используя в рекламе песни «Берёзовый сок» и «С чего начинается Родина», написанные её покойным мужем.
Вывод таков: пиратство существует на всех уровнях и борьба с ним, по словам правообладателей, чуть ли не бесполезна. Другое дело, когда это переходит все рамки приличия. По словам известного музыканта Владимира Рекшана из группы «Санкт-Петербург», у его группы даже название раз в пятилетку воруют.
«А то, что происходит на лотках и в ларьках возле метро «Достоевская», «Пионерская» и «Проспект просвещения» – это явный перебор и беспредел». Выход видят в том, чтобы создать такие условия, чтобы магазинам было выгодно работать честно, а здесь без государственного вмешательства не обойтись. Контрафакт, по словам Рекшана, люди покупают по причине доступности. «Это универсальный подарок, за который не жалко отдать денег, это мусор, который можешь выкинуть после первого просмотра или прослушивания», - заявил музыкант.
Александр Фролов,
фото автора
Фонтанка.Ру