Новый виток борьбы за «Орлиную гору» между академией физкультуры и спорта имени Лесгафта и фирмой «Т.А.К.Т» начался в Октябрьском федеральном суде: там состоялось первое заседание по уголовному делу в отношении бывшего ректора Петербургской Государственной академии физкультуры имени Лесгафта Владимира Агеевца. Бывший глава вуза обвиняется в превышении служебных полномочий, выразившемся в разрешении на строительство парка спорта «Орлиная гора» и заключении договоров об аренде и совместной деятельности между академией и ЗАО «Т.А.К.Т.» в 1999-м году, что, по мнению обвинения, нанесло государству в лице академии ущерб в особо крупном размере.
Перипетии поисков «крайнего»
Агеевец оказался обвиняемым в превышении служебных полномочий после того, как были возбуждены и прекращены два уголовных дела. Одно – в отношении замначальника Токсовского отдела ГУ ФРС (федеральной регистрационной службы) Льва Воробьева по обвинению его в халатности (он зарегистрировал право ЗАО «Т.А.К.Т.» на 24 объекта недвижимости «Орлиной горы»). Другое – в отношении дирекции ЗАО «Т.А.К.Т.» по подозрению ее членов в мошенничестве.
Эти уголовные дела были возбуждены по заявлению нового ректора академии Лесгафта Владимира Таймазова. Глава вуза заявил «о возможных мошеннических действиях» директоров и учредителей фирмы в отношении академии. Мол, в 1999-м году, в бытность заявителя проректором по учебной работе, бизнесмены, путем подделки документов «приобрели право на чужое имущество»: представили «липу» в Токсовский отдел ГУ ФРС и зарегистрировали договор аренды находившегося в бессрочном пользовании учебного заведения земельного участка в Токсово площадью 35,44 гектара и всей находящейся на нем недвижимости. После чего в том же Токсовском отделе ГУ ФРС зарегистрировали свое право собственности на всю недвижимость (24 объекта). Этим, по мнению ректора, академии был причинен имущественный ущерб в «особо крупном» размере: 45 миллионов 943 тысячи 727 рублей 66 копеек.
Напомним, что в связи с возбуждением этих уголовных дел на имущество «Орлиной горы» был наложен арест. Между тем, проведя расследование по делу о мошенничестве, следователь прокуратуры Адмиралтейского района Петербурга установил, что предполагаемые Таймазовым «мошенники» - нынешний гендиректор «ТАКТ» Илья Воронин, а также учредители АО – никаких документов не подделывали. А прокурор Адмиралтейского района, расследовав дело о халатности, установил, что замначальника Токсовского отдела ГУ ФРС Лев Воробьев зарегистрировал договор аренды и право собственности «ТАКТ» на недвижимость также вполне правомерно. Посылом к таким умозаключениям послужила установленная подлинность подписи ректора Владимира Агеевца на якобы поддельных документах.
Таким образом, уголовные дела в отношении получивших право собственности на лыжную базу бизнесменов и зарегистрировавшего это право собственности чиновника были прекращены, а обвиняемым в понесенном академией ущербе стал бывший руководитель самой академии.
ТАКТика обвинения
Согласно обвинительному заключению, Владимир Агеевец, будучи ректором академии, превысил свои должностные полномочия: сначала он якобы противозаконно дал согласие на сдачу в аренду ЗАО «ТАКТ» на 20 лет ныне спорных 35 гектаров земли, а затем разрешил бизнесменам строить на этом месте парк спорта «Орлиная гора». Договор аренды был заключен ненадлежащим образом, без согласия собственника земли (государства), свел обязательства ЗАО «ТАКТ» по использованию земли к минимуму и позволил «исподволь завладеть землей, принадлежащей на праве бессрочного пользования вузу» путем оформления находящихся на ней объектов в свою собственность. При этом оформленного имущества оказались не только домики и подъемник, но и стоянка, и парковка, и даже участок государственной автодороги, которые к недвижимости имеют весьма посредственное отношение.
На предварительном следствии Агеевец давал признательные показания, поэтому и прокуратура, и Октябрьский федеральный суд всерьез рассчитывали на особый порядок судопроизводства по делу и вынесение приговора на первом же – сегодняшнем – заседании. Однако сегодня Агеевец все обвинения в превышении служебных полномочий отмел, заявив, что подписывал договор о трехлетней аренде, а 20-летний срок появился уже без его ведома. В его устремлении защищаться до полного оправдания его поддержал и Владимир Таймазов, проходящий по делу как потерпевшее лицо. В своих показаниях он заявил, что не верит в вину подсудимого, а результаты арбитражных процессов, в которых академия вынуждена отстаивать свои интересы, показывают, что бизнесмены «кругом не правы»: мол, уже сейчас академия «отсудила» право собственности на 7 из 24 объектов. Причем, по словам ректора, после одной из судебных побед (кассационная инстанция признала недействительным договор аренды), утром вахтер академии был найден мертвым. Из вены у него торчал пустой шприц, в связи с чем уголовное дело по факту убийства возбуждено не было. Правда, медики обнаружили у него перелом основания черепа. А сотрудники ректората обнаружили пропажу: исчезла папка с документацией, касающейся «Орлиной горы», и также ключи от всех опечатанных на курорте объектов.
Судиться уже не за что?
Илья Воронин, нынешний генеральный директор ЗАО «ТАКТ», называет линию поведения нового руководства академии не иначе как «рейдерским захватом». В ответ на «происки» господина Таймазова господин Воронин тоже написал заявление. На сей раз – в генеральную прокуратуру. Там он утверждает, что фирма была выселена с земельного участка, но не из принадлежащего ей имущества, а Таймазов, на хранение которому оно было передано, стал его эксплуатировать. Так, по данным фирмы, из сервисного центра «Орлиной горы» был похищен инвентарь на сумму 10 миллионов рублей. Сегодня в суде Таймазов назвал слова Воронина «бредом».
Бизнесмен утверждает, что Владимир Таймазов хочет снести парк спорта и построить на его месте коттеджный поселок: именно этим объясняются настойчивые попытки вуза отменить ранее заключенные договоренности и лишить «ТАКТ» арендованной собственности. Проект знаменитого ныне курорта, по его словам, появился в 1998-м году, через несколько месяцев после дефолта. Как утверждает гендиректор «ТАКТ», у академии тогда не просто отсутствовало финансирование базы в Токсово – его уже пять лет как в принципе не было. По словам Воронина, большую часть учебно-спортивной базы тогда занимало болото, а поперек горнолыжного склона шла дорога в поселок. Царила полная разруха. Ректор академии Владимир Агеевец якобы обратился с предложением о реконструкции и постройке современного лыжного комплекса к фирме «Адидас», а та – к своему российскому дистрибьютеру «ТАКТ».
«В 1999-м году нами с академией было подписано два договора – об аренде и о совместной деятельности, – говорит Илья Воронин. – По ним построенное имущество должно было быть передано академии через 20 лет. До 2005-го года все было прекрасно, а в 2005-м году от нового ректора академии Лесгафта господина Таймазова пришло несколько уведомлений с требованием покинуть центр в связи с отсутствием договорных отношений. Конечно, мы не хотели выселяться, но академия подала иск в арбитражный суд, а к двум заместителям генпрокурора Кондрату и Колесникову и помощнику полпреда президента Моцаку ректор академии обратился с заявлением о захвате федеральной собственности коммерческой организацией ЗАО «Т.А.К.Т». Мгновенно появилось два уголовных дела – о мошенничестве в составе организованной группы с причинением крупного ущерба государству и уголовное дело против регистратора, который осуществлял регистрационные действия, по статье «халатность». Мы искренне не понимали, зачем все это нужно, но всё это достаточно быстро выяснилось на заседании арбитражного суда, когда судья спросил Владимира Таймазова. – «вы хотите выселить «Т.А.К.Т.», а что делать со всей построенной недвижимостью? И прозвучал прямой ответ – всё снести. И дальше это требование о сносе недвижимости постоянно звучало судебных заседаниях. В начале мая 2006-го года академия Лесгафта подала в арбитражный суд иск о признании наших договоров ничтожными, основанием иска являлось отсутствие согласования ученого совета. Первые две инстанции отказали, а кассационная «неожиданно» удовлетворила в связи с отсутствием согласия на договор со стороны Госкомспорта (нынешнего агентства по спорту)».
Тактика «Царя горы»
Вместо нескольких часов судебного разбирательства процесс по делу Владимира Агеевца суду, похоже, затянется на несколько месяцев. Федеральному судье Юрию Шишкину предстоит допрос 28-ми свидетелей с обеих сторон. Следующее заседание назначено на 30 апреля. Между тем, от «Орлиной горы», судя по словам обеих сторон, остается все меньше «орлиного»: бизнесмены обвиняют ректорат в попустительстве расхищению, ректорат, ссылаясь на похищенные ключи и невозможность контролировать опечатанные объекты в связи с пока еще не отсуженным правом собственности на них у ЗАО «ТАКТ». Неужели и здесь все решит суд?
Павел Горошков,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Академия Лесгафта и коммерсанты играют в «царя горы»
"Орлиная гора" потеряна для любителей окончательно. Она - для професионалов
Если «гора» не идет к Лесгафту, то ректор идет в суд
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ