Всемирный русский собор, который проходит ежегодно с 1993 года, в этот понедельник начал свою работу в Москве. У восстановленного несколько лет назад храма Христа Спасителя, как передавали столичные СМИ, вся площадь была заставлена дорогими иномарками. Эта картинка, встречающая участников духовного собрания, как нельзя более контрастировала с темой собора – бедностью.
Собор объединяет общественные нецерковные организации, но действует под духовным руководством Русской православной церкви. Поэтому РПЦ и задала тон в «животрепещущей» теме. Так, правая рука патриарха всея Руси - митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сразу ошарашил собратьев статистическими данными: доходы 10 процентов самых богатых превышают доходы 10 процентов самых бедных в 20-25 раз.
- В других странах мира в условиях подобного разрыва между уровнями жизни людей происходят социальные беспорядки и даже революции. Мы не можем наступать на одни и те же исторические грабли, индифферентно относясь к столь резкой материальной пропасти между богатым меньшинством и бедным большинством, – заявил он.
Как всегда категоричные в своей вере, мусульмане в лице председателя Центрального духовного управления мусульман России муфтия Талгата Таджуддина ультимативно заявили:
- Делиться надо. А если кто не отдаст, с кишками брать надо. По-божески делиться надо, как написано в Священном писании. Если Бог кому-то дает богатство, при этом не заработанное, а свалившееся снежным комом, это означает, что Бог выбрал его своим завхозом. Но если кто-то решит через заднюю дверь таскать богатства России, то нужно этот задний проход закрыть, - заявил муфтий. И тут же предложил обложить богатых своеобразным налогом, ведь по исламу одна сороковая часть каждый год должна раздаваться бедным, неимущим и сиротам.
Сами предприниматели, среди которых засветился и оскандалившийся в Куршавеле Михаил Прохоров, заверили, что «услышат воззвание церкви». Первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Мурычев, участвовавший в соборе, заявил «Коммерсанту», что «предприниматели, которые строят свое будущее в России, уже помогают обществу», при этом оговорившись, что «заботу о бедных должно стимулировать государство».
В мировой практике благотворительность, меценатство всегда были прерогативой бизнес-элиты. В России же с середины 90-х церковь, а соответственно и прихожан стремились поддерживать люди с довольно-таки темным прошлым. Для определенного круга предпринимателей вспомоществование было способом ухода от налогов. Но те, кто жертвовал «на веру», чаще всего, по мнению собственного же окружения, попросту замаливали грехи. Петербург в этом смысле не стал исключением. Одним из самых известных «уверовавших» был расстрелянный в 2003 году в Москве Константин Яковлев (Могила). Он стал одним из спонсоров восстановления подворья Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря, которое расположилось в Никольском храме поселка Кобона на Дороге жизни. Кроме того, до самого последнего времени он способствовал восстановлению церкви Божьей Матери Чудотворной иконы Всех Скорбящих Радости (с грошиками) на проспекте Обуховской Обороны. Яковлев являлся вице-президентом Санкт-Петербургской духовной академии» - учрежденной им общественной организации. Внешнее стремление к вере и благотворительности - отличительная черта и авторитетного предпринимателя Владимира Барсукова (Кумарина).
Егор Иванов
Полный вариант текста читайте в газете "Ваш тайный советник" от 12 марта 2007 года