Президент России сегодня предложил кандидатуру Рамзана Кадырова на пост президента Чечни. По мнению Путина, Кадыров – достойный претендент: при нем социально-экономические показатели в республике заметно улучшились. Парламент Чечни рассмотрит вопрос о главе республики уже завтра. О Кадырове и его возможных оппонентах – политолог Борис Подопригора.
Президент России Владимир Путин сегодня предложил кандидатуру Рамзана Кадырова на пост президента Чечни. Об этом сообщила администрация главы государства. По мнению Путина, Кадыров – достойный претендент на высокий пост: при нем социально-экономические показатели в Чеченской республике заметно улучшились. Парламент Чечни рассмотрит вопрос о главе республики уже завтра. О Кадырове и его возможных оппонентах – политолог Борис Подопригора.
По традиции с Чечней связывают, прежде всего, ход контртеррористической операции. Но это только полправды. Чечня, точнее, Грозный становится одной из главных строительных площадок страны: до конца 2007 года республиканские власти намерены восстановить 80 процентов порушенного войной городского хозяйства. Оставшуюся часть восстановят до конца 2008 года. В настоящее время в Грозном отстраивают 712 домов, или 24 тысячи квартир. Сравним: в 2002 году привели в порядок лишь 22 строения на 1000 квартир. Строительный бум формально оправдывается тем, что обеспеченность жильем в Чечне почти вдвое ниже среднероссийской. Хотя дело тут в другом: овладеть строительной специальностью легче, чем какой-либо другой.
Определена главная задача на ближайшие 2 года: наполовину снизить уровень безработицы, официально составляющей 53 процента от трудоспособного населения (реально до 70 процентов при среднероссийской безработице в 8 процентов). Пока проблема решается за счет многочисленных охранных формирований, что, конечно же, стабильности республике не добавляет, но деваться некуда.
При любом отношении к Рамзану Кадырову «Чечня строящаяся» пришла на смену «Чечне воюющей» в значительной степени благодаря введенной им системе общественно-государственнного финансирования восстановительных работ. Руководство Чечни запросило на восстановление экономики республики 30 миллиардов рублей в 2007 году и 52 миллиарда рублей в 2008 году. Получило лишь 3,8 и 4 миллиарда рублей соответственно. При том что, по неофициальным данным, общий объем капиталовложений составляет не менее 7 миллиардов в год. Недополученные из центра средства поступают от по-разному мотивируемых диаспор, а также за счет нестандартных финансовых схем. Относиться к этому можно также по-разному. Но догадываетесь, что является альтернативой этому?
Одной из застарелых проблем в отношениях Грозного с Москвой остается нефтеэкспортная. «Роснефть» – главный чеченский нефтедобытчик – поясняет: добываемые здесь энергоносители направляются на экспорт, а вырученные средства – на специальный счет Минпромэнерго. Оттуда федеральное правительство забирает их и тратит на чеченскую нефтегазовую отрасль в рамках федеральной целевой программы восстановления экономики и социальной сферы Чечни. Но чеченское правительство с таким положением вещей не соглашается и приводит свою арифметику, ссылаясь на годовые отчеты самой «Роснефти». В 2005 году, например (2006-й еще не просчитан) компания добыла в Чечне 2,2 миллиона тонн нефти. По самым скромным подсчетам, доходы от ее экспорта должны были составить 20 миллиардов рублей. Между тем, по словам Рамзана Кадырова, Чечня получает в год всего около 480 миллионов рублей. Но опять-таки согласимся, что лучше считать рубли и тонны, чем людские потери.
Собственно, политическое положение в республике неоднозначное. До недавнего времени существовала схема: Алханов – президент тех чеченцев, которые в массе оставались на федеральных позициях во время обеих военных кампаний. Скажем честно – таких меньшинство. За премьером (с 15 февраля и по настоящий день – и. о. президента) Кадыровым стоят те, кого он вернул с гор. Между ними – «пришлые» федералы. Главным изъяном этой схемы стала разная степень харизматичности лидеров. «Правильный мент» Алханов рано или поздно должен был уступить свое место. Кадыров при всех своих экстравагантностях – «модный» лидер. В него «играет» большинство чеченской молодежи. Заметьте – в него, а не в скрывающегося Умарова или взорванного Басаева.
«Скамейка запасных» в Чечне была короткой всегда. За московскими чеченцами – Аслахановым, Сайдулаевым, Джабраиловым – Чечня уже не пойдет. Нужен «свой», прошедший со своим народом дорогами войны, пусть и воюя за тех и других. Повторим: альтернативы Кадырову нет.
Названные 22 февраля два других кандидата на президентский пост – замглавы алхановского аппарата Хучиев и руководитель Грозненского сельского района Джамалдаев – номинальны. Другое дело – кто станет вторым номером? Возможно, выбор будет сделан в пользу Хож-Могамеда Вахаева. По личному впечатлению, это вдумчивый и немного-словный технократ косыгинского типа, с 2000 года – министр труда и социального развития Чечни. Кроме того, по менталитету и даже особенностям темперамента он ближе к русским – более 20 лет из своих 58 он прожил в Москве и Мордовии. В пользу Вахаева и срочная служба в Советской Армии, и оконченный им юрфак МГУ, и не меньшие, чем у Кадырова, связи в московских финансовых кругах, а также с диаспорами. Но главное – он может заменить для алхановцев самого Алханова, ибо во время военных кампаний оставался на стороне федералов. Хотя, по некоторым сведениям, в период между войнами его настойчиво приглашал Масхадов, как минимум, на министерский пост.
Борис Подопригора
Полностью материал читайте в газете «Ваш тайный советник» от 26 февраля 2007 года