«Параграф 78» – сие творение новомодного русского кино создал известный клипмейкер Михаил Хлебородов. Он задумал снять подобную картину лет двадцать назад, когда учился во ВГИКе. Видимо, тогда студент Хлебородов насмотрелся зарубежных фантастических фильмов вроде «Чужих» и «Нечто». И они настолько поразили воображение юноши, что навсегда определили его магистральную режиссерскую тему.
«Параграф 78» – сие творение новомодного русского кино создал известный клипмейкер
Михаил Хлебородов. По его собственным словам, он задумал снять подобную картину лет двадцать назад, еще в те времена, когда учился во ВГИКе. Видимо, тогда же студент Хлебородов со товарищи насмотрелся с помощью «видиков» разных зарубежных фантастических фильмов вроде «Чужих» и «Нечто». И они настолько поразили воображение юноши, что навсегда определили его магистральную режиссерскую тему.
Впрочем, сначала господин Хлебородов прославился как один из самых модных и дорогих отечественных клипмейкеров. У него было все – слава, деньги, авторитет, замечательные клипы. Но не было только одного – удовлетворения амбиций серьезного режиссера. Фильмом «Параграф 78» он попытался их реализовать. Для чего, собственно, и был затеян весь проект. Но публике до намерений любого режиссера – будь то Феллини или Хлебородов – нет никакого дела. Она судит то, что видит в данный момент времени на экране кинотеатра.
В случае с «Параграфом 78» все кажется странным и непонятным с самого начала. На премьере зрителей встречали парни в камуфляже. В кадре практически весь фильм также бегали мужественные герои с оружием в руках и в том же камуфляже. Правда, предполагалось, что сюжет картины раскроет то, что кроется под маскировочной тканью. Для пущего пафоса там должно биться чистое сердце при холодной голове и наличии чистых рук, держащих современную модификацию АКМ. Но не все так просто и с героями, и с той фабулой, которая по воле создателей картины выпала на их долю.
Что представляет собой сюжет очередного боевика с элементами фантастики? Некой группе спецназовцев, когда-то работавших вместе, вновь поручают важную миссию – ликвидировать существовавшую экспериментальную лабораторию по производству биологического оружия. Группу возглавляет все тот же Гоша Куценко, а в его команде оказывается Владимир Вдовиченков и даже певица под псевдонимом Слава. Только вот ведут себя бравые парни и одна девчонка совсем не по-боевому, а так, будто снимаются в дешевом мексиканском телесериале.
Что же касается детективно-триллерообразного сюжета, то Хлебородов не нашел ничего лучше, чем заставить героев картины почти час экранного времени бродить по пустой подземной лаборатории. В перерывах между обнаружением очередного трупа или живого мутанта герои Куценко, Вдовиченкова и Славы выясняют отношения. В частности, выясняется, что и среди наших спецназовцев могут оказаться как валютный спекулянт, так и парочка «голубых» друзей. То есть зрителю скучать не придется. Ведь не вечно же героям бродить по опустевшим коридорам и комнатам. Как пояснил перед премьерным показом картины очень развеселый Гоша Куценко, все основные события произойдут во второй части фильма «Параграф 78», которая выйдет в прокат месяц спустя. Опять зритель столкнулся с камуфляжем.
С точки зрения бизнеса действия продюсера картины Юсупа Бакшиева выглядят очевидными и логичными. Ведь ситуация ожидания премьеры анонсируемого фильма всегда стимулирует будущий зрительский интерес. Как было обещано, зрители при просмотре второй части «Параграфа 78» окончательно и бесповоротно узнают, что случилось в таинственной лаборатории, а заодно и о том, как сложилась судьба каждого из спецназовцев. Гламуром здесь никак не пахнет. Но не пахнет (по крайней мере, в первом «Параграфе 78») и чистым остросюжетным жанром. Что доказала и реакция первых зрителей картины.
Во время просмотра сидящая рядом группа школьниц постоянно громко хохотала в небольших перерывах между заглатыванием очередной порции попкорна. На девчушек сначала шикали, а потом перестали. В тот момент автор этих строк и осознал, что режиссер Хлебородов замаскировал в жанре боевика крутого замеса кое-какие жанровые сюрпризы. Первый – дешевую мело-драму типа «страсти-мордасти» зрители получили. Второй – истинный жанр фильма (комедия) публика распознала чуть позже. В тот момент, когда казавшаяся мертвой женщина вдруг вскочила со своей койки и начала методично и регулярно биться головой о стену. Столь неожиданное разрешение ситуации ожидаемых ужасов при просмотре «Параграфа 78» породило волну смеха не только у попкорновых хохотушек, но уже у всего зрительного зала. Зрелище прыгающего по стеллажам и столам человека-мутанта уже окончательно сменило жанровый регистр «Параграфа 78». Относиться серьезно ко всему происходящему в кадре уже не было никаких душевных сил.
Когда же на экране стал все чаще и чаще появляться продюсер картины Юсуп Бакшиев в роли невозмутимого доктора, то зрительный зал просто-напросто накрыла волна аплодисментов. Недаром перед просмотром тот же Гоша намекнул, что он сам является и продюсером картины, и совладельцем той компании, которая финансировала ее производство. Как говорится, любой каприз за собственные деньги. Группа друзей откровенно повеселилась и оттянулась на съемках «Параграфа 78».
Не могу понять только одного: какое отношение имеет все увиденное в первой части «Параграфа 78» к киноискусству? Все-таки камуфляж у Михаила Хлебородова-режиссера оказался хороший. Видимо, придется отправиться на просмотр второй части фильма, чтобы разобраться, а заодно и посмеяться. Давно у нас не было в прокате таких остросюжетных комедий...
Сергей Ильченко
Полный текст статьи читайте в газете «Ваш тайный советник» от 26 февраля 2007 года