Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-6°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -10

2 м/c,

с-з.

765мм 73%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Афиша Plus Российский этнографический музей рассказал о «знающих людях»

Российский этнографический музей рассказал о «знающих людях»

510
Фото shaman.net.ua

Российский Этнографический музей презентовал в Москве художественный альбом о коллекции по шаманизму народов Сибири, которая собиралась для музея более 100 лет. Работа над альбомом длилась три года и сопровождалась огромным количеством малообъяснимых явлений и неожиданных препятствий. Однако, в конце концов, духи «дали добро», и издание получилось очень красивым и интересным. Помимо уникальных фотографий в него вошли научные статьи о «знающих людях» - шаманах – и шаманизме.

Как сообщила «Фонтанке» руководитель пиар-службы РЭМ Инна Карпушина, презентация альбома прошла в Государственном музее А.С.Пушкина на Пречистенке. Несколько экземпляров издания «На грани миров. Шаманизм народов Сибири» подарены представителями этнографического музея коллегам. Альбом на английском языке презентован также большому поклоннику шаманизма – послу Великого Герцогства Люксембург Карло Кригеру.

По словам одного из авторов издания, руководителя отдела фотографии РЭМ Карины Соловьевой, «первые коллекции, содержащие предметы шаманского культа, появились в музее в 1902 году, благодаря Министерству финансов Российской империи. Сегодня в состав коллекций входит более 60-ти шаманских костюмов, около 170-ти шаманских бубнов, 105 колотушек и огромное количество шаманских атрибутов, включающих в себя мифологические изображения, ритуальные предметы, а также изображения духов-охранителей самих шаманов. В целом, наша коллекция насчитывает несколько тысяч экспонатов, что, безусловно, делает ее одной из крупнейших в мире».

Помимо архивных фотографий начала XX века с изображениями самих шаманов и камланий, издание представляет коллекцию ритуальных предметов и костюмов Российского этнографического музея. Вместе с тем, альбом содержит материалы научных исследований, посвященных феномену шаманизма как таковому, особенностям мифологии, обрядовых практик и исследователям–этнографам.

Среди корреспондентов музея, заложивших основу коллекции, были ученые, политические ссыльные и чиновники: этнограф Дмитрий Клеменц, стоявший у истоков создания Российского этнографического музея, - в 1880 году был сослан за участие в революционных организациях в Сибирь, где в течение 15 лет изучал культуру коренных народов. Политическим ссыльным был и А.Макаренко, собравший крупнейшую коллекцию по шаманизму эвенков. Чиновник, податной инспектор А.Адрианов был настолько потрясен культурой остяков, что предложил свое сотрудничество музею, и его фотографии стали одними из первых в этнографических коллекциях по Западной Сибири. Адрианов настолько хорошо знал культуру народа, так точно ее описывал, что его дневники, рукописи которых хранятся в музее, являются одним из ценнейших источников.

Помимо острого желания и исследовательского азарта нужно было иметь еще и элементарную выносливость и силу для того, чтобы добраться до отдаленных стойбищ, рассказывает Карина Соловьева, - «поэтому среди собирателей было так мало женщин. В 20-е годы существовал только один прецедент – Раиса Митусова. Она была исключительно образованным человеком и … сестрой генерала Кутепова. В 1937 году за «контрреволюционную связь» со своими братьями, - Сергеем и Александром Кутеповыми - Раиса Митусова, работавшая научным сотрудником Русского Государственного музея, была арестована и расстреляна…»

Известно, что исследователи, сотрудничавшие с РЭМ, работали также и с европейскими собраниями, поэтому коллекции предметов шаманского культа есть и в Германии (Берлине и Штутгарте), во Франции... Впрочем, как замечает Карина Соловьева, в любом этнографическом музее мира есть соответствующие коллекции, но одни насчитывают десятки экспонатов, а если говорить о целостности собрания, то таких музеев как в Петербурге очень мало. РЭМ, созданный, как сосредоточение культур всех народов Российской империи, хорошо финансировался, что позволяло приобретать вещи у непосредственных владельцев. Однако часто собиратели сталкивались и с отказом продать вещи, но, по словам Соловьевой, «в нашем музее не известно ни одного случая, чтобы вещи увозили силой, против воли, хотя история знает такие примеры. Один такой в своих дневниках описывает этнограф Сергей Руденко, - нескольких идолов увезли силой, и шаманы были очень недовольны. Потом похитители даже заболели, не смертельно, но тем не менее…».

К особым достоинствам издания можно отнести то, что опубликованные фотографии шаманов и ритуальных предметов полностью атрибутированы. Восстановлена история людей, обстоятельства жизни которых не укладывались в привычную картину мира, но влияли на нее.

На презентации альбома выяснились интересные подробности о его издании. По словам Инны Карпушиной, издатели рассказали, что когда они в первый раз приехали в типографию в Чехии, где должен был верстаться альбом, начали происходить странные вещи: бумага оказалась не того формата, печатник внезапно заболел и т.д. Авторам эти «странности» показались вполне закономерными, и они дали издателям несколько советов. В следующий раз в типографию были привезены водка, табак и сало. Водкой обрызгали печатную машину, посыпали ее табаком, положили рядом кусочек сала. Чешские печатники были изумлены и пытались противостоять «чудачествам» русских. Но те были непреклонны – и после «жертвоприношения» альбом вышел в свет. Можно верить этому, можно и не верить, но специалисты по шаманизму относятся к таким вещам со всей серьезностью.

Для справки:
Сам термин «шаманизм», применяемый сегодня к обозначению духовной традиции, характерной и для народов Средней Азии, Африки, Китая, Северной и Южной Америки, а также Кореи обязан своим появлением народам Сибири. Он происходит от тунгусского глагола «СА», что означает «знать». Таким образом, слово определило саму суть явления: «шаман» - это «знающий человек», который осуществляет посредническую связь между миром духов и миром людей.

Считается, что выбор будущего шамана духи оставляют за собой. «Избрание» сопровождается особым психологическим состоянием – «шаманской болезнью», на время которой человек выглядит потерявшим рассудок, - ищет уединения, иногда заговаривается. Сюжеты его снов схожи для всех культурных традиций: духи призывают человека стать шаманом, грозят смертью. Считалось, что если «заболевший» не потомственный шаман, то в него вселился дух того или иного умершего шамана или шаманки, который таким образом призывает его взять на себя ответственность за судьбу соплеменников. Такое «избрание» человека духами может произойти и в возрасте от 5 до 15, иногда в 20 или даже в 40-50 лет.

«Белые» и «черные» шаманы делили между собой сферы влияний. Считается, что «белые» шаманы могли камлать только небесным духам, а «черные», которые были связаны с подземным миром, только иногда, во время своих «путешествий» могли обращаться к небесным духам. Якутские, эвенкийские и бурятские шаманы считались самыми сильными в Сибири.

Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях