Московские депутаты хотят обязать музыкантов, выступающих в столице под фонограмму, информировать об этом слушателей на афишах и билетах. В случае нарушения этого условия законопроект предусматривает штраф. «Фонтанка» решила спросить петербургских музыкальных деятелей: не стоит ли подобную инициативу ввести и в северной столице.
Сегодня в Москве обсуждался законопроект «О порядке информирования потребителей при использовании фонограммы». Этот законопроект столичная дума собирается в ближайшее время рассмотреть в первом чтении. Согласно инициативе депутатов, музыканты, выступающие в столице под фонограмму, будут обязаны информировать об этом слушателей на афишах, билетах и прочей анонсирующей мероприятие продукции. В случае нарушения этого условия предусмотрен штраф. «Фонтанка» решила спросить некоторых петербургских музыкальных деятелей о том, не стоит ли подобную инициативу ввести и в северной столице. Ну а начали мы свое исследование с вопроса к депутату петербургского ЗакСа Сергею Андрееву (он возглавляет в петербургском парламенте комиссию по культуре) – нет ли таких планов у петербургских депутатов?
«На самом деле подобная норма есть в федеральном законодательстве. Возможно, московские коллеги хотят подробно прописать механизм её реализации, но я не понимаю, зачем необходимо дублирование. Скорее, надо задать вопрос исполнительным властям, почему этот закон не реализуется», - сказал нам Сергей Андреев.
Действительно, поправка об информировании о выступлении под фонограмму была внесена в федеральный закон «О защите прав потребителей» еще в 1999 году. Вспоминают даже, как по этому закону в Архангельске на 10 тысяч рублей была оштрафована группа «Мираж». Но случай единственный – с реализацией этой поправки явные проблемы.
«Я вам честно скажу – лучше бы дума приняла закон о том, чтобы принимающие артистов площадки были технически обеспечены всем необходимым. Недавно у меня был концерт в Кремле, и мы предоставили организаторам райдер со списком нужных нам для проведения концерта технических средств. Для меня очень важна обработка голоса, и именно её там и не оказалось. Мне это было очень важно и для настроения, и для того, чтобы нормально работать. Поэтому в первую очередь лучше бы депутаты об этом подумали. Может быть, выделили бы какие-то деньги концертным площадкам. Бывает, что в зале нет никакого звука, а мне приходилось бывать на таких концертах и самой так работать. Или приходишь на репетицию перед выступлением, а тебе говорят – «Вы кто вообще? Симфонический оркестр? Обойдетесь!» А по поводу фонограммы… какая разница. Артист, который поет сам (не кто-то за него – у нас есть такие исполнители), ему все равно – под «минусовую» фонограмму выступать, или под живые инструменты. Под живые даже легче. Но для этого обеспечьте артисту нормальные условия, а потом уже интересуйтесь – фонограмма это или нет. В конце концов, зрители хотят услышать на концертах именно то, что они слушали на диске или по телевизору. Хотя бы похожее. И что делать в такой ситуации Диме Билану, например – выйти и петь под одно пианино? Наверное, это будет даже неплохо, но, боюсь, что зрители второй раз не пойдут. Есть, конечно, артисты, за которых открывает рот кто-то другой на студии, но это уже другая история», – сказала нам Татьяна Буланова.
А вот «серебряный голос России» Олег Погудин идею одобрил: «Я всячески подержал бы такой закон, если бы его приняли. Об этом в Государственной думе говорил Иосиф Кобзон – и высказывал совершенно правильные мысли. Публика должна знать, на что она приходит. Это порядочно. Вы же смотрите перед покупкой продукта список ингредиентов. В данном случае такая же ситуация. Конечно, кто-то из зрителей может отказаться от похода на концерт, увидев предупреждение на афише. Но те, кто любят выступающих под фонограмму артистов, скорее всего, придут на концерт».
Солист петербургской поп-группы «Дискомафия» Антон Гусев оказался больше озабочен проблемами с авторским правом: «На мой взгляд, такой законопроект вряд ли отразился бы на концертной деятельности. У нас в России вообще нет шоу-бизнеса в цивилизованном виде. Есть более серьезная проблема, от которой зависит будущее шоу-бизнеса. Это авторское право. И это намного более глобальная проблема. Конечно, художник может творить голодным, но до бесконечности это продолжаться не должно. Шоу-бизнес у нас умирает, альбомы никто не покупает, потому что их «пиратят». А существующие законы не работают. Вот когда искусство начнет получать деньги, когда рестораны, клубы, кафе будут перечислять хотя бы небольшую авторскую сумму музыканту за использование его творчества, тогда можно говорить и о фонограммах. А пока все это чистой воды популизм. Конечно, честности ради, можно было бы писать, что «часть концерта проходит под фонограмму» (мы, кстати, выступаем вживую). Но, по-моему, зрители и так прекрасно знают о таких артистах».
Задавать вопросы рок-музыкантам мы не стали (их ответ и так довольно предсказуем), а вместо этого поинтересовались мнением организаторов концертов в Петербурге. Директор концертной организации NCA Михаил Шурыгин в разговоре с корреспондентом оказался солидарен с Татьяной Булановой и Антоном Гусевым – фонограммы совсем не главная проблема в концертной области. Только его больше беспокоит ситуация со спекуляцией билетами и лицензированием концертных организаций. «Да и кто будет отслеживать исполнение этого закона? Как доказать использование фонограммы? К кому променять санкции – все это нужно очень хорошо продумать. Конечно, зрителя может отпугнуть надпись на афише «концерт проходит под фанеру», но наверняка артисты будут избегать подобных формулировок». Ну что ж, даже если московским депутатам удастся принять закон «о фонограммах», до «культурной столицы» их законодательная инициатива пока вряд ли доберется.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру