До 1 марта с каждым пользователем кабельного телевидения должен быть заключен отдельный письменный договор. Если оператор не успеет этого сделать, то абонент может смотреть ТВ бесплатно. А вот задержка в оплате услуг грозит абонентам серьезными пенями.
Всего полтора месяца осталось до введения в действие новых Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, которые премьер-министр России Михаил Фрадков подписал 22 декабря. Ничего особенно нового эти правила не несут, но формальное, на первый взгляд, нарушение может нанести серьезный ущерб и операторам кабельного ТВ, и их клиентам.
Свободный конец
С каждым абонентом, по новым правилам, должен заключаться письменный договор. И это грозит многим операторам потерей легитимных клиентов. Ведь на сегодняшний день многие абоненты не имеют вообще никаких договоров на подключение и обслуживание кабельного ТВ, а просто оплачивают в сберкассе квитанцию, в которую включена соответствующая строчка. С 1 марта этого будет недостаточно. Кроме того, в новом нормативном акте прямо прописано право абонента отказаться от оплаты услуг, не предусмотренных договором и предоставленных ему без его согласия. То есть если нет письменного договора (в форме двустороннего документа или заявки на подключения), то можно просто не платить до тех пор, пока либо сам оператор не проявит инициативу в заключении контракта, либо не отключат кабель. В последнем случае стоит побеспокоиться и подать заявку. Отказать в подключении при наличии технической возможности оператор не имеет права.
До заключения договора абонент должен подать заявку, которую компания в течение 30 дней будет рассматривать, проверяя наличие технической возможности подключения. Для большинства операторов и их клиентов такая процедура окажется лишней – какие дома охвачены сетью, прекрасно известно, а некоторые компании предоставляют возможность проверить возможность подключения в режиме on-line, заполнив мини-форму прямо на сайте.
Правила устанавливают также требования к содержанию договора. В нем должны быть указаны, в частности, адрес и способ доставки счета (иной вид информирования о состоянии счета или оказанных услугах), порядок, сроки и форма оплаты, реквизиты расчетного счета оператора связи и др. Эта информация может отражаться также в форме заявки или в публичном договоре, который акцептирует (одобряет) абонент при подключении. В правилах не указано, что делать с ранее заключенными договорами, в которых обязательные условия отсутствуют. Например, в договоре ЗАО «Ассоциация «Региональное кабельное телевидение» нет ни реквизитов предприятия, ни четких условий, ни порядка оплаты. В таком виде договор, судя по тиражу бланка, заключен примерно с десятком тысяч абонентов. Вряд ли компания успеет за полтора месяца подписать с пользователями новые контракты. А в противном случае у абонента есть шанс доказать отсутствие договорных отношений и отказаться платить.
Добрый монополист
Крупнейшим оператором кабельного ТВ в Санкт-Петербурге является ОАО «Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение» (ТКТ), которая оказывает услуги примерно 1 миллиону домохозяйств. Оплата услуг ТКТ производится через счет-квитанцию за квартиру. Договор на предоставление услуг по трансляции телевизионных программ заключается путем подачи абонентом заявки и присоединения к опубликованным условиям (публичному договору). Сами условия этого договора, по уверению руководства ТКТ, одобрены Международной конфедерацией обществ потребителей.
Однако политика монополиста вызвала недовольство как со стороны некоторых пользователей, так и конкурентов. Первые жалуются, что ничего не заключали и платить никому не должны. Руководство ТКТ обещает отключить абонента после подачи соответствующего обращения. Но зачастую оказывалось, что конфликтующий пользователь заключал договор, но вроде как его потерял.
А конкуренты обвинили ТКТ в злоупотреблении своим положением. Семь компаний более года назад обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленобласти (УФАС). Претензии были связаны с тем, что Жилищный комитет предоставил ТКТ право автоматически включать оплату за свои услуги в коммунальные счета. Остальным операторам для этого необходимо представить договор и заявление абонента. По мнению заявителей, клиенты ТКТ договоров на обслуживание не имеют, что позволяет компании еще и свободно поднимать тарифы, а за отказ от услуг монополист также требует «мзду». Аналогичные жалобы поступали в антимонопольное ведомство и от самих абонентов. Но УФАС не выявила в деятельности оператора нарушений антимонопольного законодательства.
Генеральный директор компании Виктор Пинчук не подтвердил и не опроверг наличие двусторонних договоров с каждым абонентом. «Заключение публичного договора компанией ОАО «ТКТ» не противоречит правилам, но необходимые корректировки будут внесены в соответствии. Радует то, что наша страна вступает на путь правового регулирования деятельности операторов кабельного вещания. ТКТ, в свою очередь, готова и будет следовать этим правилам», – заключил он.
Дорогая расплата
В отличие от других видов договор с оператором на предоставление услуг связи (например, сотовой или телефонной) абонент кабельного ТВ не может просто так расторгнуть. Это можно сделать либо по согласованию сторон, либо при выбытии из подключенного к кабельной сети жилья (продажи, выписки). В одностороннем порядке можно отключиться, только если такое условие прописано в самом договоре (в частности, такое право предусмотрено публичным договором ТКТ). Абонент вправе приостановить обслуживание на период сдачи квартиры в поднаем.
Задержка оплаты услуг кабельного ТВ грозит пользователю неустойкой в размере одного процента от стоимости неоплаченных в полном объеме услуг за каждый день просрочки. Это в 33 раза больше действующей ставки рефинансирования, по которой считаются пени в других случаях. Правила также предоставляют возможность указать более низкий процент в самом договоре, но ни один из рассмотренных журналистом документов условия о неустойке вообще не содержит, а значит, с 1 марта за любую просрочку надо будет платить один процент в день. Размер неустойки ограничен только размером неуплаченной суммы.
Зато новый нормативный акт защищает самих операторов от возможных претензий. В частности, для проведения профилактических (регламентных) работ в сети связи они могут делать технологические перерывы в виде полного или частичного прерывания доставки сигнала не чаще одного раза в месяц в рабочие дни не более чем на 8 часов.
Антон Одынец,
специально для Фонтанки.ру
Кабельные правила
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ