Киргизский писатель Чингиз Айтматов, мэтр советской литературы, прервал последовавшее за крушением Советского Союза десятилетнее молчание и написал новый роман. ««Когда падают горы. Вечная невеста» возводит на «плаху» сегодняшней жизни свободного журналиста. Выход нового романа дал возможность российским читателям увидеть самого мэтра, сейчас являющегося послом Киргизии в странах Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Наш разговор с Айтматовым состоялся на петербургском книжном салоне, где он был одним из гостей.
- О чем ваша новая книга?
- Мой новый роман «Когда падает город. Вечная невеста» посвящен нашему, нынешнему времени, новой истории, общемировому процессу глобализации и становлению новых цивилизаций. И хотя место действия в основном не город, а глубинка, а среди персонажей больше простого населения: животноводов, крестьян, тем не менее, книга касается всего того, что мы с вами сейчас переживаем. Весь сюжет рассказать невозможно, это нужно читать. Здесь есть своя лирика, свой сюжет, своя историческая любовь. Я думаю, что это покажется вам интересным. Отношения друг с другом, то, что мы переживаем, выйдя на мировую арену, объяв, так сказать, то, что приносит в нашу жизнь демократия, свобода слова, свобода творчества. Поэтому главным героем выступает свободный независимый журналист, который живет и действует так, как считает нужным и необходимым. Я пытался показать судьбу и жизнь такого человека, с чем он сталкивается, и чем все это завершается. Снежный барс, изображенный на обложке книги, тоже является героем книги. Они не знают другу друга – барс и журналист, но их жизни протекают как бы параллельно и завершаются они совместно. Но невозможно рассказать, что оказалось общего между городским человеком и животным, эту параллель можно понять, только прочитав книгу.
- Это реалистический роман?
- Я был и остаюсь сторонником реалистической литературы, такого “эпического” плана. Сейчас, мировая модернистская литература захватывает какие-то иные сферы, и я не могу сказать, что это напрасно. У нее свои действия, свои цели и задачи, что-то достигается, что-то нет. Представители реалистической и модернисткой литературы чужды друг другу, но, на самом деле, мы не сталкиваемся, и никакого противоборства у нас нет. Каждому дана возможность, каждый должен себя изъяснять в своем стиле. К тому же, во всех моих книгах есть мифология, мифологические элементы также включаются в контекст моего изображения современной жизни. Вплотную подходят к нам и попадают в мои книги животные и птицы, окружающие наш мир, потому что мы должны понимать - мы живем не сами по себе, в окружающем мире все живые существа так или иначе с нами вместе претерпевают течение времени. Я думаю, что легенда о вечной невесте – сплачивающая, комбинирующая сила. Прочтите, может быть, поймете, как и почему она стала вечной невестой, почему проходят сотни и сотни лет, а в ее памяти живут воспоминания о целых поколениях из рода в род.
- В жизни каждого писателя бывают творческие кризисы. С вами такое случалось?
- Вопрос очень своевременный. Творческий кризис, я думаю, касается всех пишущих людей, в том числе и прозаиков, и поэтов, и драматургов, и деятелей кино. Думать, что жизнь сложится идеально и безупречно - бесполезно, не может быть такого. Есть свои спады, свои открытия, и наоборот подъемы и восхождения. Меня часто спрашивают о том, почему у меня в последнее десятилетие было длительное молчание, была пауза. С одной стороны, это и был творческий кризис. Мы вступили в новую историческую ситуацию и в общемировом плане, и в своих регионах. И надо было это увидеть, освоить, выстрадать. Творчество требует, чтобы творец был личностью, которая может выстрадать все то, что он видит, чувствует, пытается осмыслить. Ничего страшного, когда творческий кризис касается того или иного писателя, деятеля литературы: это в порядке вещей. У меня он случился перед этой книгой - мне надо было войти в суть новой исторической действительности, чтобы сказать то, что я попытался сделать.
- Ваши книги переворачивают душу. Как вы сами переживаете судьбу своих героев?
- Есть особо чуткие, особо воспринимающие читатели. Роман «Плаха», написанный в 80-е годы, был популярнейшей книгой, расходился миллионными тиражами по всей России, приходили тысячи писем. И вот я иду по Москве – а в книге, вы помните, наряду с главными героями есть волчья семья, судьба которой невероятным образом переплетается с людьми – так вот, иду по улице, идущая навстречу обычная женщина подходит ко мне, кивает головой и говорит, глядя мне в глаза: «здравствуйте, я Акбара». Я не успел спросить что ее, человека, заставляет так себя идентифицировать, как она пошла дальше, не оглядываясь. Я это воспринял всерьез. Может быть, у нее что-то происходило в жизни, что-то случилось, что она на полном серьезе так сказала. Вот насколько может быть читатель восприимчив к книге, к ее героям.
- Недавно Казахстан получил свой «блокбастер» «Кочевник», а будет ли экранизирована «Вечная невеста»?
- По поводу «Кочевника» ничего не могу сказать, я не видел этого фильма. Многие книги сейчас экранизируют. Я считаю, это нормально, так и должно быть. Литература и кино должны взаимодействовать. Мне было сделано предложение от московской кинокомпании, которая хочет снять трехсерийный фильм по «Вечной невесте». Я, конечно, даю свое согласие, потому что очень нужно, чтобы проза находила свое второе дыхание, вторую жизнь – будь это на сцене или на экране.
- В вашем последнем романе получился не очень привлекательный образ Киргизии, почему?
- Привлекательный образ того или иного общества, страны - это очень растяжимое понятие. Человек постоянно движется вперед, меняя цивилизацию. Никогда не будет идеального общества, чтобы человек жил бы в нем как в сказке. Но самое главное, чтобы это протекало в стабильной обстановке, без войн. Первым убедительнейшим фактом, что эта модель существует - является Европейский союз. При всех своих внутренних проблемах и задачах Европейский союз показал мировому сообществу, что можно жить без войн и кровопролитий. Когда человек может убивать, истреблять другого человека иного вероисповедания, иной культуры – это патология. История не должна допускать такого. Все войны, которые были, принесли огромный опыт и огромный ущерб. Но хватит этого опыта, давайте будем стремиться к новой цивилизации без столкновений и войн.
- Вы помните свою первую книгу?
- Она была написана после того, что я увидел в годы войны, в 42-м году. Тогда не осталось никого абсолютно из работоспособных молодых людей, никого грамотного. И я работал секретарем сельского совета. Работа была тяжелая, поступали так называемые «черные письма», похоронные извещения с фронта. И надо было эти извещения прийти и отдать матери, жене, брату, отцу … Вручить эту страшную бумагу. Представляете, к вам приходит мальчишка четырнадцатилетний вот с такой страшной вестью. Я тогда насмотрелся и навидался столько, что в итоге, уже будучи студентом, и написал свою первую вещь «Лицом к лицу». Почти что 50 лет тому назад написанная вещь, но и сейчас живет и здравствует на многих и многих языках. .
- Какой совет можете дать современной молодежи?
- Современные цивилизации, достижения и технологии дают нам невероятные возможности. То, что сейчас дано каждому человека в каждодневном быту, 20-30 лет назад и в помине не было. Мобильный телефон лет 15 назад был фантастикой, он мог быть только проводным. В моей молодости, если нужно было позвонить в Москву, нужно было позвонить на телефонную станцию, найти там дежурного и сказать ему, что «я хотел бы поговорить с Москвой», сказать ему свой номер и номер в Москве, и она где-то через полчаса могла соединить. Вы сейчас скажете - к чему это я? Вам сейчас дано столько возможностей, столько технологических привилегий, организационных. Давайте, пользуйтесь этим, и отсюда отталкивайтесь и совершайте новые деяния, новые открытия.
А вообще, молодежь это наши дети и внуки, потомки и все, что с ними происходит, самым непосредственным образом касается и нас. Что мы им дали, какое воспитание, какое образование, какие убеждения, почему каждая религия сейчас находит своих потенциальных приверженцев, которых религия разобщает, а не объединяет. Поэтому современной молодежи надо иметь в виду, что нужно не только использовать накопленный опыт предыдущих поколений, но и самим проникнуться тем, что ваша роль в современном мире зависит и будет зависеть от вас.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Чингиз Айтматов прервал молчание
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ