Накануне Нового года известные петербуржцы отвечали на вопросы наших корреспондентов. Первым мы обратились к режиссеру Владимиру Бортко.
- Владимир Владимирович, что для вас Новый год?
- Новый год – это начало нового года, один из самых хороших и милых праздников из тех, что были придуманы. Я его встречаю, как обычно, дома. Для меня это не просто что-то семейное, а даже больше – что-то волшебное, идущее из детства. Я вспоминаю, как мы ставили елку, развешивали какие-то шарики. Они казались очень большими, но я их недавно нашел – боже, какие они маленькие. Андерсен, сказка – вот главные ассоциации с Новым годом. Главная традиция, как и у всех россиян, - салат оливье, особенно вкусный на следующий день с утра, шампанское и речь президента. Ничего оригинального, и в этом-то и прелесть. Это традиция.
- Как вы оцениваете прошедший год для себя и чего ждете от следующего?
- Давайте посчитаем. Я стал кавалером ордена Почета, я начал фильм «Тарас Бульба», я получил «Человека года» в храме Христа Спасителя вместе с патриархом и всякими достойными людьми. Пожалуй, хватит. По-моему, неплохо. От следующего жду продолжения успехов и весь 2007-й от начала и до конца проведу в работе над «Тарасом Бульбой».
- Было ли в уходящем году в культурной жизни Петербурга что-то такое, что обрадовало или расстроило?
- Вы знаете, мне трудно сказать, так как я сосредоточен на своей работе. Как ни странно, мне очень хочется, чтобы построили эту самую 300-метровую башню «Газпром-сити», которую я видел. Я ходил на выставку, мне понравились там две работы. Одна из них и выбрана. Я очень хочу, чтобы её построили, потому что в городе в последние десятилетия просто не хватает архитектуры. Почему-то большинство считают, что архитектура должна закончиться в 1915 году и больше у нас ничего строить не надо. Это не так, мне кажется, что есть интересная идея, и я хотел бы, чтобы эту идею реализовали. Вот по этому поводу я радовался. Есть какие-то маленькие радости, какие-то - постоянно. Вот вчера смотрел фильм «Брежнев». При всех его недостатках мне безумно понравилось, как играет Шакуров.
Ощущение от года хорошее и радостное, и хотелось, чтобы все это продолжалось в новом году. Ничего специально не жду, но если что-то появится то, как писал Пушкин, «быть может, новый Гайдн сотворит Великое, и наслажусь им». К счастью, интересный народ появился, не сказать, что его много, но есть.
АЛЕКСАНДР СОКУРОВ: «В Новый год чувствуешь себя частью страны»
- Вы уже знаете, где будете праздновать Новый год?
- Пока не знаю, как получится – может быть, в Москве, может быть, в Петербурге. Зависит от того, как сложатся дела в первых числах января. Если буду в Петербурге, то обязательно дома, никуда не хожу – Новый год для меня праздник совершенно личный и ни в коем случае не публичный. Этот праздник вызывает у меня только светлые ощущения, в отличие от всех остальных наших праздников, которые все омыты какой-то кровью, оплачены потерями, связаны с войной или борьбой. А в Новом годе есть что-то чистое и, конечно же, иллюзорное, потому что никакого по-настоящему нового года не будет, будет все то же самое, что было, все проблемы останутся с нами и перейдут на следующую страничку календаря. Но светлое настроение есть, и есть ощущение единения со всей страной – в эту ночь чувствуешь себя частью огромного народа, большой страны.
- Как вы для себя оцениваете прошедший год?
- Сделано очень много, две большие картины – одна полностью завершена, другая будет закончена в феврале, но большая часть работы по ней тоже сделана. Среди этих двух картин одна игровая - «Александра», которую мы снимали в Чеченской республике. Получено много премий и в России, и за рубежом. Есть очень много планов на будущий год, успешная реализация которых требует уже приступать к работе.
- В следующем году у вас премьера в Большом театре?
- Да, 25-26 апреля премьера «Бориса Годунова» в Большом театре, хотя, возможно, она будет идти и три дня. Тяжелая для меня работа в очень хорошем театре, в окружении прекрасных специалистов. Мне очень помогают художник по декорациям Юрий Купер, художник по костюмам Павел Каплевич, мой художник по свету Елена Годованная. Театр тоже ждет этой премьеры, потому что они видят, как мы работаем, видят наше упорство, наши декорации. Все это для меня нечто совершенно новое, и мне самому очень интересно, что получится.
- А если говорить вообще о культурном пространстве Петербурга, каковы ваши ожидания в следующем году?
- Я был на посвященной столетию Лихачева встрече интеллигенции с Путиным – и был чрезвычайно разочарован тем, как все это происходило. Я сожалею, что журналисты были удалены из зала как раз тогда, когда начался самый серьезный разговор. Прессу удалили, и это оказалось в стороне от общественности. Теперь, наверное, уже бесполезно говорить о том, какие темы поднимались, да и не уполномочен я на это. Хотя могу сказать, что о «Газпром-сити» я говорил, и мне не показалось, что президент такой уж сторонник этого проекта. А опасения за наше культурное пространство есть – одно поколение уходит, а другое еще не пришло. Настоящей смены поколений нет. Думаю, что не будут и в следующем году прекращаться попытки агрессии, такие как фестиваль Рудинштейна или тот же «Газпром-сити», - уж очень беззащитен наш город, слишком слаб, слишком лакомый кусок, чтобы не было желающих проглотить его. Нужно спокойное и глубокое понимание и политическая воля власти, для того чтобы существовала стабильность в области культуры. По-моему, этого понимания нет.
АЛЕКСАНДР ГАЛИБИН: «Однажды встречал Новый год дважды»
- Александр Владимирович, что для вас Новый год?
- Для меня Новый год всегда был личным, семейным праздником. Я помню с детства огромное количество народа, родственников на наших праздниках. Многих уже нет, но эту дорогую мне атмосферу удается сохранить до сих пор. Бывало, конечно, всякое, помню даже, как-то раз встретил Новый год два раза – сначала в Хабаровске, а затем, обогнав время, в Петербурге – по другому часовому поясу. Но стараюсь хотя бы начинать празднование дома. А самые сильные воспоминания остались с детства. Утром просыпаешься, взрослые спят, стол не разобран, остатки пирога и торта, какая-то особенная тишина и атмосфера. А самое вкусное, что мне приходилось есть, это огромный бутерброд с толстым слоем масла и сахара. Помню, как мы ели их и запивали лимонадом, ничего вкуснее с тех пор не пробовал.
- У вас прошедший год был весьма насыщенным в творческом плане. Что выделяете для себя из всех работ?
- Так много всего было сделано. Я снялся в трех картинах и закончил съемки своей собственной. Это психологический триллер под названием «Сорок» - с Нового года начнется его озвучание, а вскоре фильм появится на экранах. К сожалению, год принес не только успехи, но и трагические потери. Трагический уход Славы Пази и Андрея Краско, с которыми я дружил, при воспоминании о 2006 году затмевают для меня все собственные успехи. Я понимаю, что не они одни, в стране было много трагического, но вещи, связанные с людьми близкими, воспринимаешь особенно сильно. Мне бы хотелось помянуть их.
- Если говорить о культурной среде Петербурга вообще, то какой был для неё прошедший год и чего вы ждете от следующего?
- Пожалуй, главное ощущение для меня – культурная среда Петербурга скудеет. Кто-то уходит из жизни, кто-то просто уходит в другие сферы деятельности, некоторые просто уезжают из города. Город от этого очень много теряет. Я все-таки опираюсь на великих стариков в своем восприятии культуры, и их все меньше. А заменить их некому - к среднему поколению в городе относятся наплевательски, поколение молодое расстраивает меня своей скудностью. На смену никто не приходит, и это и есть главная проблема. Вы спрашиваете, чего я жду? Я очень люблю свой город, люблю его историю и жду, что власть обратит внимание на эту ситуацию и будет бережнее относиться к культуре. Да, здания театров, дворцов и прочего - это хорошо, но намного важнее не сами стены, а то, что происходит внутри этих зданий. Я жду, чтобы этим кто-то заинтересовался.
СЕРГЕЙ МИГИЦКО: «На Новый год наконец увижу друзей»
- Сергей Григорьевич, вы уже знаете, как будете праздновать Новый год?
- Новый год был и остается для меня семейным, интимным праздником. Тем не менее, я люблю его встретить весело, люблю праздновать его в компании старых, любимых и проверенных друзей. К сожалению, не всегда удается уделить этим друзьям достаточное внимание в течение года. Слишком много у меня обязанностей.
- А как оцениваете год для себя и для своего театра? Чего ждете от нашей культуры в следующем году?
- Год был непростым. Не нужно комментировать почему - и так все это знают. Но тут вот какая история, театр - живой организм, он нуждается в подпитке хорошей энергетикой. И я, и мои коллеги делаем все, чтобы наш театр был именно такой энергетикой подпитан. А если говорить о будущем, то с культурой у нас, на мой взгляд, все в порядке. Ведь культура - это люди, именно они её делают. А людей культурных в Санкт-Петербурге очень много, и они находятся в хорошей форме. Не буду говорить о моих планах, но они у меня, к счастью, есть. И я буду стараться, чтобы их реализовать.
Михаил Гончаров,
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру
Владимир Бортко: «Утром после Нового года оливье особенно вкусен»
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ