Сюжет вторичного и даже третичного фентези в 90 случаях из 100 можно предсказать, не открывая книжных новинок. Что вышло из экранизации в Голливуде книги 15-летнего Кристофера Паолини «Эрагон», посмотрел корреспондент "Фонтанки".
Вторичное и даже третичное фентези уже давно заполонило литературные прилавки. Авторы точно знают, чего хочет публика, и предоставляют на рынок именно это. Публика, в свою очередь, не хочет никаких неожиданностей. Поэтому сюжет «классического фентези» в 90 случаях из 100 можно предсказать, даже не открывая книжных новинок.
Судя по всему, эта тенденция переходит от книг к киноэкранам. Разобравшись с такими мэтрами жанра, как Джон Толкиен, Клайв Льюис и Джоан Роулинг, голливудские кинематографисты взялись за книгу 15-летнего подростка Кристофера Паолини «Эрагон». Такой путь совершил этот литературный жанр – от профессора лингвистики Толкиена к школьной учительнице Роулинг, а затем и к не ходившему в школу калифорнийскому подростку Паолини. Уже неделю «Эрагон» - на экранах петербургских кинотеатров.
Конечно, и в более раннем возрасте случалось проявлять себя гениям-вундеркиндам. Но есть основания полагать, что в данном случае популярность книги - результат работы книгоиздательской пиар-машины. Всему миру сообщили о пятнадцатилетнем «втором Толкиене», который по популярности превзошел «самого Гарри Поттера» (в чем именно при этом не указывалось).
Итак, наш герой по имени Эрагон живет в вымышленной стране Алагезии. Мальчик ничего не подозревает о том, что его судьба уже решена. Ему предстоит оказаться в центре войны, которую ведет злобный король Гальботорикс с таинственными странниками, эльфами и гномами. (Точно также до него жили, не подозревая ни о чем, Фродо Беггинс, Гед из Земноморья, Ранд Ал-Тор, Ричард Сайфер и еще пара сотен молодых людей и полсотни девушек, созданных не очень богатой фантазией последователей Джона Р.Р. Толкиена).
Покой кончается, когда Эрагон идет на охоту (в королевский лес) и находит огромный камень. Впоследствии камень оказывается яйцом, из которого вылупляется дракон, - первый за многие годы, ведь всех драконов вместе с их всадниками давно уничтожил злобный Гальбаторикс. В том, что именно юноша избран драконьим всадником и должен спасти мир от Гальбаторикса, его убеждают совместными усилиями сам дракон (или точнее драконица по имени Сапфира), старый рыцарь Бром (эдакий гибрид Арагорна с Гендальфом) и эльфийская принцесса Арья (аналог толкиеновской Арвен).
«За текстом Толкиена чувствуются целые пласты мировой культуры, за текстами же сегодняшних писателей чувствуется только сам Толкиен», - ругалась как-то в разговоре с нами известная петербургская писательница Мария Сёменова (кстати, в понедельник - премьера фильма «Волкодав» по её собственной книге). Говорила это Сёменова, поработав переводчиком одной из подобных фентези-поделок. Вышесказанное можно в полной мере отнести к Паолини. Однако, как это не удивительно, наш корреспондент получил от просмотра «Эрагона» удовольствие. Почему? Потому что, прорвавшись через наивную мотивацию героев и примитивные диалоги, вы видите невероятной красоты виды волшебной страны, масштабно снятые магические бои и «живых» существ, которых раньше могла воплотить только ваша фантазия. Теперь же это - обыденность для киноэкрана.
Михаил Гончаров
Фонтанка.ру