Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Водка, которая просится наружу

Водка, которая просится наружу

317

Тщательно разрекламированная народная водка уже поступила в продажу, но, похоже, это лишь громкий пиар-ход по продвижению абсолютно обычных спиртовых суррогатов. Конечно, розничная цена поллитровки − около 60 рублей − впечатляет, зато вкусовые характеристики напитка позволяют говорить о том, что даже эта стоимость сильно завышена.

Тщательно и обильно разрекламированная народная водка уже поступила в продажу, но, похоже, это лишь громкий пиар-ход по продвижению абсолютно обычных спиртовых суррогатов. Конечно, розничная цена поллитровки − около 60 рублей − впечатляет, зато вкусовые характеристики напитка позволяют говорить о том, что даже эта стоимость сильно завышена. Наш корреспондент получил задание продегустировать напиток и… вернулся через три дня.

По цене и вкус

О необходимости дешевой водки для народа заговорили осенью – в разгар очередных массовых отравлений спиртосодержащими жидкостями. Тогда эпидемия токсического гепатита прокатилась по всей стране. К концу осени в Иркутской области умерли 36 человек, 800 – в больнице. В Белгородской области – 45 на погосте, 900 – в амбулатории. В Челябинской из 1000 отравившихся 60 – в моргах и на кладбищах. В Псковской – 22 умерли, 490 – в больнице. В последней даже был объявлен режим чрезвычайной ситуации.

На защиту здоровья населения встали члены российского правительства и депутаты Госдумы. Оставим в стороне версию целенаправленных отравлений, предложенную рядом высоких чиновников, в том числе и главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко. Поскольку официальные данные таковы: в целом по стране в 2003 году были зарегистрированы 40 567 смертей от алкогольных отравлений, в 2004 году скончались 42 715 человек, в 2005 году – 35 900 человек. По заявлению премьер-министра Михаила Фрадкова, «в первые семь месяцев этого года отравление некачественным алкоголем снизилось на 20 процентов по сравнению с прошлым годом». Этой статистике вторит и глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов: «Смертность от употребления некачественной алкогольной продукции снизилась за осенний период этого года по сравнению с предыдущим с 23,5 тысячи до 19,2 тысячи человек».

Что не помешало государственным мужам развернуть жаркие дебаты о вреде пьянства и предложить рецепты. Среди таковых – дешевая водка. Дескать, народ не пить не может, но потому как зарабатывает мало, то пьет все подряд: одеколоны, стеклоочистители, тормозную жидкость и прочие спиртосодержащие деликатесы.

Средство борьбы с этой напастью также было найдено. Чиновники предложили монополизировать весь алкогольный рынок (от производства спирта до розничной продажи ликеро-водочной продукции) и обязались выпустить недорогую, но качественную водку. Как оказалось, первое желание – подмять все под государство – пока сталкивается с серьезными трудностями. Второе же – народная водка – оказалось осуществимым и уже состоялось. Аккурат под Новый год.

Продукт поступил в продажу в Петербурге и в целом по России аж в пяти ипостасях: кедровой, пшеничной, ржаной, хлебной и солодовой. Как заявляют в руководстве компании, прибыли производителю данный проект приносить не будет: напиток реализуется по себестоимости с учетом акцизов. Отпускная цена – 53 рубля, рекомендуемая для розницы – 65 рублей. Ваш покорный слуга обнаружил новинку в одной из сетей гипермаркетов по 59,99 и в городе Пушкине по 62 рубля. Дегустация привела к неутешительному выводу: низкая ценовая категория полностью соответствует качеству продукта. То есть если уж пить водку, то не эту.

Дешевую водку – в каждый дом!

В принципе ничего неожиданного не произошло. Государство пообещало порадовать пьющее население дешевой водкой и свое обязательство в кои-то веки сдержало довольно быстро. О том, что качество будет не ахти каким высоким, предупреждали и производители, и чиновники. Интереснее другое. Примерно в половине петербургских магазинов, обойденных нашими корреспондентами, новый продукт уже ждут. Там, где эта водка появлялась – в том же городе Пушкине – в экспериментальном порядке, она разлеталась «на ура». И пока никто не отравился, несмотря на то, что за те же деньги ее можно купить в два раза больше обычной.

В другой половине торговых точек о «народной водке» слыхом не слыхивали и изумленно спрашивали: «По 60 рублей? Надо будет поставщикам позвонить». Можно только представить, какая битва начнется за эту водку, когда к ней будут допущены обычные предприниматели. Пока же, судя по всему, «народный» изготовитель сам выбирает себе клиентов. Речь идет о пяти – шести оптовых компаниях.

Та часть пьющего населения, для которой критерием при выборе алкоголя является цена, должна быть довольна: производство обещают наладить по всей стране (кстати, в Петербург водка пока поступает из Карелии). Руководители предприятия заявляют, что транспортная наценка будет практически исключена. Благо мощности данной компании позволяют этого добиться без особых проблем: на данный момент, по нашим данным, она является крупнейшим оператором алкогольного рынка России и контролирует более 40 процентов производства спирта и 20 процентов производства ликеро-водочных изделий. Предприятия компании разбросаны по всей России, так что никто обделенным не останется.

Монополия все же будет

Накануне новогодних каникул разговоры о полной монополизации алкогольного рынка несколько поутихли. Однако не сомневайтесь – в будущем году она обязательно появится. Как говорят эксперты, уж слишком много чиновников желают вплотную соприкоснуться с одним из самых непотопляемых рынков России. Нефть, оружие и лес уже не могут прокормить государственных мужей и их семьи так, как им хотелось бы.

Между тем убеждение в том, что россияне только выиграют от государственной монополии, весьма странно. Уже сейчас у государства есть все возможности контроля за алкогольным рынком. Правда, работает этот механизм из рук вон плохо. Госконтроль за объемами производства, поставки и закупки этилового спирта не мешает появляться этому спирту в тысячах неучтенных литров. Многочисленные акцизные марки с суперсовременной защитой все равно подделываются, пропадают или выявляются в неимоверных количествах. С начала этого года действует Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), куда надлежит заносить всю информацию о движении спиртосодержащей продукции и которая постоянно дает чудовищные сбои, периодически парализуя отрасль. Летом ЕГАИС фактически вымел с прилавков магазинов весь алкоголь. Вроде бы есть у государства и правоохранительные органы, которые должны блюсти существующие законы и которые либо плохо работают, либо откровенно попустительствуют нарушителям на всех уровнях. Остается тайной, почему в таких условиях нужно все монополизировать, а не заставлять работать то, что уже существует. Ну да все равно не дело это простых россиян указывать властям, как им действовать. Коль уж порешили все сами контролировать, так тому и быть.

Вот и дешевая водка будет тому немалой подмогой. По логике властей, не побежит народ за другими денатуратами, если есть свой, государством для народа сделанный. Чем-то сродни пресловуто известной «андроповке».

Однако следует ожидать, что количество смертей от употребления некачественного алкоголя вряд ли серьезно уменьшится. Ведь и в результате последней волны отравлений, сопровождавшейся целенаправленной кампанией в СМИ, большинство пострадавших травились не водкой из магазинов, а некой самопальной спиртосодержащей жидкостью, которую приобретали у «бутлегеров» по соседству. Для этих потребителей и 60 рублей дорого.

Павел Тимофеев,
Читайте материал в газете «Ваш тайный советник», вышедшей 18.12.06

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях