Застреленный 14 декабря экс-председатель правления банка «Северо-Западный АКБ Картельбанк» Игорь Коптев был подсудимым по одному из самых резонансных уголовных дел, связанных с прохождением грузов через Балтийскую таможню, – так называемому «делу о куриных окорочках». На момент убийства до вынесения приговора оставалось всего ничего. Как стало известно корреспонденту «Фонтанки», за три месяца до убийства Коптева при странных обстоятельствах погиб еще один фигурант этого дела – бывший сотрудник Северо-западной транспортной прокуратуры Мирослав Илькив. В результате несчастного случая он получил черепно-мозговую травму, оказавшуюся несовместимой с жизнью. На одном из последних слушаний Коптев давал показания, которые свидетельствовали не в пользу других подсудимых, в том числе и покойного Илькива. А на 18 декабря были намечены прения сторон по делу.
Как стало известно корреспонденту «Фонтанки», около 20 часов во дворах на Чкаловском проспекте неизвестные обстреляли джип. Водитель от полученных травм скончался на месте. По словам очевидцев, автомобиль въезжал во двор и пытался припарковаться на стихийной парковке, расположенной между детской волейбольной площадкой и двухэтажным домом, где располагаются офисы. К джипу, по словам очевидцев, подбежали четыре человека, которые открыли стрельбу по водителю. В двери джипа сотрудники милиции насчитали три пулевых отверстия. Всего было сделано не менее 7 выстрелов. Преступники скинули на месте оружие – бразильский пистолет. И скрылись, по словам очевидцев, на «Мазде» темного цвета. Потом эту машину обнаружили брошенной неподалеку во дворах.
По факту прокуратурой Петроградского района возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 105 УК РФ (убийство).
«Картельбанк»: история падения
В банкирских кругах не сразу вспомнили, кто такой Игорь Коптев и что когда-то он возглавлял «Северо-западный АКБ Картельбанк», что и не удивительно. В конце декабря 2001 года Банк России прекратил деятельность временной администрации по управлению ОАО "Северо-Западный акционерный коммерческий банк "Картельбанк". Это решение было принято на основании постановления Арбитражного суда Петербурга и Ленинградской области от 17 декабря 2001 года о ликвидации Картельбанка. В сентябре того же года Центробанк отозвал у банка лицензию на проведение банковских операций по причине снижения величины достаточности капитала ниже 2% (при нормативе в 10%). Также в документе об отзыве указывалось, что размер собственных средств у «Картельбанка» ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату регистрации кредитной организации. После отзыва лицензии Игорь Коптев, на тот момент уже экс-председатель правления учреждения, тем не менее представлявший интересы крупнейшего акционера «Картельбанка», компании Saeed General Trading из Объединенных Арабских Эмиратов, сообщил СМИ, что этот акционер намерен добиваться возвращения банку лицензии и сохранения «Картельбанка» как действующей кредитной организации. Однако вскоре выяснилось, что и главный акционер не заинтересован в возобновлении деятельности банка, но собирается обратиться к российским властям, чтобы привлечь к уголовной ответственности последнего председателя правления «Картельбанка» Дмитрия Лазутова, обвиняя его в том, что именно его деятельность привела к закрытию банка.
Во всем виноваты куриные окорочка?
О скандале с задержанными после прохождения таможни многотонными грузами «ножек Буша» написано много. Эта история началась символично – 1 апреля 2001 года. Российское правительство решило снизить таможенные пошлины на импорт куриных окорочков и потребовало оформлять окорочка только в таможенных органах, обслуживающих места непосредственного пересечения окорочками российской границы. В нашем регионе такое место – морской порт, подведомство Балтийской таможни.
Первоапрельское постановление тут же сделало выгодным легальный импорт злополучных «ножек Буша», чем лишило доходов тех, кто оформлял импорт окорочков по кривым схемам. Теневики оказались в непривычной для себя ситуации невостребованности. Это привело к невероятным последствиям.
Что и какой пошлиной облагать написано в специальном документе, который был у нас скопирован с иностранного аналога. Скопирован неудачно – в перевод словосочетания «куриная ножка» закралась роковая ошибка, из-за которой получалось, что она включает в себя голень, но не включает бедро!
В результате Балтийская таможня оформляла окорочка по сниженным ставкам, а транспортная прокуратура и милиция уверенно арестовывала их целыми пароходами, обвиняя коммерсантов в уклонении от уплаты таможенных платежей! Потому что в куриных ножках всякий раз оказывались не только голени, но и бёдра. Недоброжелатели связывали эти действия с происками тех, кто лишился доходов от кривых схем.
Потом, конечно, все во всём разобрались и ошибку в переводе обнаружили, но очень весомая часть арестованной курятины исчезла, а в пропаже оказались замешаны сотрудники транспортной прокуратуры, но начальнику Балтийской таможни генералу Пучкову все же пришлось из таможенных органов уволиться.
Исчезновением окорочков занялись другие сотрудники других правоохранительных структур – соответствующее уголовное дело находилось в производстве прокуратуры Ленинградской области. Выявленная следователями цепочка привела, в частности, в «Картельбанк». Говорят, что именно туда поступили деньги за реализованную курятину. А еще говорят, будто соответствующая договоренность достигалась с участием ныне убиенного Игоря Коптева.
Результат не случаен: двое сотрудников Северо-Западной транспортной прокуратуры и двое работников «Картельбанка» оказались на скамье подсудимых. Тут-то и начались странные события, одним из которых нам видится убийство Игоря Коптева. Около двух месяцев назад произошла, напомним, странная гибель другого подсудимого – бывшего сотрудника Северо-Западной транспортной прокуратуры Мирослава Илькива.
Если всё это действительно связано с рассматриваемым в Октябрьском суде уголовным делом, то «куриный скандал» на Балтийской таможне преподнесет нам еще немало сюрпризов.
Дарья Высоцкая,
Инна Никитина,
Герман Петров,
Фонтанка.ру