Многие петербуржцы каждый день тратят на перемещение по городу в среднем около 2 – 3 часов. Это в лучшем случае, если метро рядом. Существуют и так называемые «труднодоступные» районы, вроде Пискарёвки или Купчино – где волей-неволей приходится ездить на наземном общественном транспорте. Вот здесь-то и кроется «корень зла». Основной проблемой, как считают в комитете по транспорту, является очень небольшая скорость передвижения автобусов и троллейбусов по улицам города. Об этом и говорили сегодня представители различных организаций на необычной, «передвижной» пресс-конференции. Беседа происходила во время поездки по улицам города на пассажирском автобусе.
«Должен заметить, что раньше средняя скорость автобуса была равна 38-39 км/час, сейчас же вы можете все заметить, что на спидометре около 12-15 км/час», – отметил председатель комитета по транспорту администрации Петербурга Александр Дацюк. – Виной всему слишком плотное движение и низкая скорость автомобильного потока». Автомобильные пробки – это основная проблема работы наземного транспорта. В апреле комитетом по транспорту была организованна «горячая линия» для граждан, куда они могут позвонить по телефону 576-55-55 и сообщить свои жалобы на работу автобусов, троллейбусов и трамваев. Основной вопрос на тот период, судя по заявлениям населения, касался маленького количества наземного транспорта. По словам Александра Дацюка, с тех пор автопарк вырос с 1200 до 1700 единиц техники, но проблема перемещения по городу полностью решена не была.
В советское время скорость движения того же автобуса можно было смело сравнивать со скоростью движения в метрополитене – слишком много времени уходит на спуск и подъём на эскалаторах. Сейчас же люди предпочитают подземку, даже если им надо проехать всего 1-2 станции. В часы пик скорость потока автомашин примерно равна скорости передвижения пешехода – 5-8 км/час. Например, вечером автобус от Исаакиевской площади до Садовой улицы по Вознесенскому проспекту может ехать 30-40 минут. Дело в том, что за последние 5 лет, очень сильно возросло количество автомобилей у населения – частный транспорт стал более доступным в приобретении, многие покупают автомобили в кредит. Маршруты общественного транспорта пролегают по тем же улицам, потому-то и застревает в тех же пробках.
Выход же организаторы пресс-конференции видят в увеличении количества выделенных полос для движения общественного транспорта. В качестве примера можно привести ряд западных городов-мегаполисов, например, Лондон, Амстердам и Стокгольм, где скорость движения наземных общественных средств передвижения резко возросла с введением платного въезда в центр, существенного увеличения штрафа за неправильную парковку и, конечно же, увеличением количества выделенных полос движения. Пример уже существующих в Петербурге выделенных полос на Суворовском или Загородном проспектах, доказывает, что скорость движения по ним транспорта, возрастает в несколько раз. Организаторы пресс-конференции доказали это на «живом» примере – выехав на «выделенку» на Загородном проспекте автобус разогнался до 60 км/час. Соседние полосы проспекта были плотно забиты частными автомобилями. Будущим летом введут специальные полосы на переполненных машинами Большом проспекте и Пушкарской улице Петроградской стороны. Таким образом планируется, также, резко сократить пассажиропоток в метрополитене, где самым перегруженным направлением считается Московско-Петроградское, где как раз недавно по причине, как считается, переполненности лопнул рельс. В этом году спецполоса появится также на улице Наличной.
Резонный вопрос: «А будут ли свободны эти выделенные полосы?» Например, езда по трамвайным путям тоже разрешена только в редких случаях, однако же трамваи стоят в километровых пробках. Скепсис высказывают также и сотрудники ГИБДД: проконтролировать все выделенные для общественного транспорта полосы нереально. На том же вышеупомянутом Суворовском проспекте нет-нет, да и проедет машина, если рядом не стоит «гаишник», а в часы пик и на сотрудников ГИБДД внимания не обращают – мол, всех не переловят.
Другой вопрос сразу же возникнет у автомобилистов – ведь выделенная полоса для них – это, прежде всего, сужение проезжей части. То есть снижается пропускная способность автотрасс, увеличивается длина пробок и время, проведённое в них. А ведь переполненные дороги города ежегодно доставляют не только экологический вред городу и моральный вред горожанам, но и в финансовом плане наносят вполне осязаемый материальный ущерб. «Как нам доказывает пример тех же западных стран, – говорит представитель общественного движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимир Фёдоров, – люди, которые используют автомобиль только в качестве средства передвижения из пункта «А» в пункт «Б», пересядут в гораздо более удобный, а главное, быстрый автобус, троллейбус или трамвай». Определённая логика в этом есть – действительно, зачем ехать на своей машине на работу, тратиться на бензин, расшатывать свои нервы в «пробках» и мучительно искать подходящее место для парковки, если можно спокойно сесть в автобус и проехать то же расстояние за несколько минут? Только вот откажется ли российский автолюбитель от своего собственного средства передвижения? Автомобиль в России, несмотря ни на что, до сих пор остаётся роскошью. Собственная машина – это и причина собственной гордости, и способ показать свой доход. Покупка автомобиля – это грандиозное событие, которое сравнимо разве что с новосельем или свадьбой. Российский менталитет изменится ещё не скоро, ведь, по словам специалистов, общее количество автомобилей в стране выросло только лишь в последние 5 лет. А это слишком малый срок, чтобы люди поступали по примеру тех же европейцев, у которых машина – это настолько же обыденная вещь, как у нас телевизор или чайник.
Таким же образом можно говорить о сокращении «пробок» путём поднятия цен на топливо. Человеку просто выгоднее станет ездить на общественном транспорте, правда, маршрутки и автобусы в данном случае уже в расчёт браться не будут – цены на услуги будут расти пропорционально ценам на бензин и дизельное топливо. Поэтому говорить о решении проблем в движении общественного транспорта, как нам кажется, ещё очень рано.
Александр Фролов,
Фонтанка.ру