Дни Эрмитажа в Петербурге омрачены не только неприятными вопросами, которые задавали журналисты на итоговой встрече с директором музея. 8 декабря в одном из залов Русского отдела (того самого, из хранилищ которого пропало больше 200 экспонатов) произошло ЧП – посетитель пытался украсть старинный серебряный ковш. Однако охрана Эрмитажа доказала, что она не дремлет.
Как стало известно «Фонтанке», инцидент произошел около полудня на втором этаже в 161-м зале русской культуры первой половины 18 века (похищенные, а потом возвращенные в Эрмитаж предметы выставлены в другом зале!). Один из посетителей неожиданно для смотрителей ударил по стеклянной витрине и даже успел достать старинный серебряный ковш в виде ладьи (говорят, что он принадлежал аж самому Алексею Михайловичу). Но сработала сигнализация, набежали сотрудники музея и службы безопасности и скрутили злодея.
По документам, обнаруженным в его одежде, взятой из гардероба, было установлено – задержанному Владимиру Маркову 37 лет, он петербуржец, официально не работает, живет в Купчино. Что заставило его пойти «на дело», устанавливается – в музее уже работают сотрудники «антикварного» отдела ГУВД Петербурга и Ленинградской области. «Фонтанке» стало известно, что свой экстравагантный поступок задержанный объясняет желанием проверить не только наличие клейма на экспонате (настоящий ли? а то пишут всякое!), но и оперативность сотрудников музея (а поймают ли за столь явным занятием, как разбивание витрины посреди музейного дня?). Но служба безопасности, как видно, сработала блестяще. Экспонат уже возвращен на место.
Как сообщили "Фонтанке" в пресс-службе Управления вневедомственной охраны ГУВД, чей 3-й батальон охраняет Эрмитаж, после инцидента мужчина пытался бороться со смотрительницей и вел себя очень агрессивно и весьма не адекватно. Потом он рассказал, что его якобы хотели отравить, в музей он пришел развеяться от "печального известия". Он якобы лишь желал поближе рассмотреть экспонат, не думая его похищать и прекрасно понимая, что это невозможно.
Между тем, счесть поступок странного петербуржца заведомо провальным нельзя. Ведь удалось же литовцу Майгису 15 июня 1985 года пронести в Эрмитаж кислоту в банке и выплеснуть ее на знаменитую рембрандтовскую «Данаю». Злоумышленника отправили в психиатрическую больницу, а картину реставрировали 12 лет, после чего выставили с усиленными мерами безопасности. Да и картина французского художника XIX века Жана-Леона Жерома «Бассейн в гареме» была похищена из музея средь бела дня 22 марта 2001 года. Около 15 часов сотрудница Эрмитажа обнаружила, что картина вырезана из подрамника. Зал на третьем этаже, в котором находилось это произведение, был закрыт для посетителей, но попасть туда мог кто угодно, так как двери закрыты не были и только красная веревочка перегораживала вход. Здание немедленно было закрыто для входа и выхода, посетителей выпускали после досмотра. Судьба картины неизвестна до сих пор.
Следующее происшествие произошло летом прошлого года: 6 июля пропала ваза конца XIX – начала XX века из временной экспозиции «Русский кабинет». Это тоже произошло в разгар рабочего дня музея. Питерские сыщики совместно с коллегами из Москвы и Украины нашли экспонат. До его возвращения в Эрмитаж осталось недолго.
Чуть раньше - в феврале 2005 года милиционеры ловили очередного «любителя музейных ценностей» с крыши Эрмитажного театра. Задержанный уже был неоднократно судим, его «заметили» камеры видеонаблюдения. После того, как здание было оцеплено, мужчина сдался самостоятельно.
7 декабря же в Эрмитаже открылась поистине уникальная выставка – «Возвращение». В одном из залов при усиленных мерах безопасности выставлены экспонаты, которые, в сущности, были обречены прозябать в неизвестности – в запасниках музея или в частных коллекциях. «Прославиться» им помогло ЧП – кража более 200 предметов из того самого Русского отдела Эрмитажа. 31 экспонат был возвращен музею антикварами и милиционерами, и теперь их может увидеть любой посетитель. Выставка продлится всего несколько дней. Так что нужно поторопиться – потом экспонаты вернут следователям, ведь они – все еще вещественные доказательства в деле о «краже века».
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Пиотровскому нужны бабки
Хранители умирают, но не сдают коллекции
У кражи из Эрмитажа теперь нет организатора;
Заграницу проверят на причастность к «делу Эрмитажа»;
В Эрмитаже обнаружили пропажу еще пяти предметов;
Возвращенные в Эрмитаж предметы на подлинность не проверяются;
Эрмитажные ценности уже не подбрасывают. А приносят открыто;
Арестованы по "краже века";
Кража из Эрмитажа: дела семейные?
Кража из Эрмитажа: иногда они возвращаются;
Из-за кражи века в Эрмитаже головы не полетят?
Кража в Эрмитаже: не обошлось без «оборотней»?