В следующем году планируется приватизация ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей» – одного из самых скандальных предприятий города, которое несколько лет фактически получало дань от всех городских автомобилистов.
Всего, согласно утвержденной правительством Санкт-Петербурга программе приватизации, статуса государственных предприятий в 2007 году лишатся почти два десятка организаций. От их продажи город намерен получить почти 740 млн рублей. Среди приватизируемых ГУПов – садово-парковые предприятия, агентства по приватизации жилищного фонда, «Центральная фармацевтическая база Санкт-Петербурга» и т.д.
Реформировать ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей» (ГЦАГ) планировалось еще в 2004 году. Было принято решение о преобразовании его в открытые акционерные общества, но вместо акционирования предприятие передали из ведения комитета по благоустройству и дорожному хозяйству в подчинение комитета по транспорту.
Сейчас ГЦАГ принадлежит десять из примерно тысячи расположенных в городе платных стоянок. В ведении этого предприятия находятся также три парковки для автобусов – на Конюшенной площади, набережной реки Мойки и за Казанским собором. Именно ГЦАГ поручили провести инвентаризацию всех гаражей и боксов, выявить несанкционированные парковки и выполнить иные административные функции.
ГЦАГ был создан в 1996 году сразу после избрания Владимира Яковлева губернатором. Сотрудники (инспекторы парковки) в бордовых комбинезонах фактически контролировали все городские улицы, собирая плату за парковку. Говорят, что часть средств оседала в карманах самих парковщиков (далеко не всегда автомобилист мог заплатить по установленному тарифу или получал квитанцию), часть оставалась в предприятии, остаток уходил в городскую казну. В 1999 году из-за введения налога с продаж сбор за парковку был упразднен, но инспекторы ГЦАГ продолжали его взимать. В 2000 году Верховный суд России признал незаконными соответствующие нормативные акты Смольного. Но директору Городского центра Андрею Подобеду удалось найти способ продлить «мздоимство» автомобилистов – часть проезжей части была передана ГУПу по договору аренды. Противоправная деятельность ГЦАГ прекратилась только в 2002 году после очередной серии протестов прокуратуры и судебных решений.
В 2002 году это предприятие вновь оказалось в центре скандала. В отношении ее бывшего директора Андрея Подобеда было возбуждено уголовное дело – его обвиняли в злоупотреблении должностными полномочиями и в нанесении предприятию ущерба в размере более 1 миллиона рублей. Одновременно ГУП «Городской центр размещения автостоянок и гаражей» лоббировало свой план реформы городских стоянок: все они должны были находиться в аренде у ГЦАГ, которое может их передавать на обслуживание коммерческим структурам на собственных условиях. Планам не суждено было сбыться.
Антон Одынец,
специально для Фонтанки.ру