Впервые в новейшей российской истории представители прессы восстали против президента целой страны. Белоруссии. И покинули мероприятие, которое должны были освещать, из-за того, что коллегам по кремлевскому пулу – корреспонденту и фотокору «Московского комсомольца» Наталье Галимовой и Александру Астафьеву и фотографу газеты «Коммерсант» Дмитрию Азарову отказали в аккредитации на саммит СНГ. Однако эта история сыграла на руку российской делегации и стала примером для всего журналистского сообщества.
Инцидент произошел во вторник в Минске, на саммите СНГ. Трое российских журналистов были вычеркнуты белорусской стороной из списка аккредитованных без объяснения причин еще за неделю до саммита. Категорически против этого выступил российский МИД. Накануне саммита белорусская сторона согласилась на приезд российских журналистов, однако уже в Минске выяснилось, что аккредитацию они так и не получили. Журналистам сообщили, что их не пропустят в здание, где собрались главы СНГ. После того, как ситуацию не удалось разрешить ни министру иностранных дел России Сергею Лаврову, ни руководителю администрации президента Сергею Собянину, ни пресс-секретарю российского президента Алексею Громову, все журналисты кремлевского пула покинули мероприятие. Глава Белоруссии назвал инцидент "техническим недоразумением", президент России считает, что все может быть прояснено в рабочем порядке. Однако наблюдатели считают инцидент не случайным. Равно как и то, что по окончании саммита глава российского государства не посетил итоговую пресс-конференцию. Прокомментировать ситуацию мы попросили одного из участников демарша, журналиста «Коммерсанта» Андрея Колесникова.
- Допустимы ли подобные демарши со стороны журналистов, которые должны были, по сути, заниматься освещением самого мероприятия?
- А какие есть меры в распоряжении журналистов? Почти никаких. Единственное, что можно сделать – это просто встать и уйти. Это допустимо, потому что, по всей видимости, допустимы и такие вещи, которые были сделаны по отношению к журналистам в Белоруссии. Я считаю, что недопустимо лишать журналистов аккредитации на международные мероприятия только из-за того, что они просто делают свое дело и снимают президента Белоруссии Александра Лукашенко таким, какой он есть. Фотография - это же фото-факт, здесь ничего не придумано.
- Как отреагировали на ваш поступок белорусские коллеги?
- Спохватились и занялись контрпропагандой. Они снимали нас с момента выхода и до аэропорта. Хитро они это делали. А потом поздно ночью по белорусскому телевидению шел спецрепортаж, в котором была продемонстрирована папка с компроматом на фотокорреспондента «Коммерсанта». Только не на Дмитрия Азарова, лишенного аккредитации, а на Павла Смертина.
- Нет ли в этой истории некой политической подоплеки?
- Не думаю. Речь идет о личных комплексах Александра Лукашенко. Он давно отвык от того, что его в Белоруссии кто-нибудь более-менее откровенно снимает. Так, как снимают российского президента. Тот же Дмитрий Азаров: как считает нужным, так и снимает. И со стороны российского президента никаких рекламаций до сих пор не поступало. А товарища Лукашенко снимают особенным образом: он должен быть очень красивым. Иностранные корреспонденты его давно не фотографируют. Остается, собственно говоря, пул российских журналистов, который может проявить себя. А среди них максимально эффективно - фотокорреспонденты «Коммерсанта». Просто есть в «Ъ» особенная фотографическая традиция.
- Как отреагировала на ваш поступок пресс-служба президента России?
- На официальном уровне – без комментариев, но, как я понимаю, молчаливое одобрение было. Я видел, как они до этого исчерпали свой ресурс влияния на эту ситуацию и сами были раздражены. Им никто не объяснял, на каком основании было принято такое решение. Они пытались договориться, уладить это дело. Но их в итоге «послали». И не только их. Министр иностранных дел, администрация президента России тоже вели переговоры – со всеми так белорусы поступили. Хотя они не имеют права лишать аккредитации на саммит СНГ – на мероприятие, в котором Белоруссия оказалась всего лишь организатором. Это так сложились звезды, так получилось. Изначально мероприятие должно было проводиться в Казахстане.
- Почему, по вашему мнению, пресс-служба белорусского президента даже не прислушалась к мнению не только пресс-службы президента России, но и крупных чиновников?
- Потому что они получили распоряжение Александра Лукашенко: вот этих людей, вот эти издания не аккредитовывать. Насолили они ему. Это глупо. Президент не должен обижаться на журналистов. Никакой. Не в этом его работа. И пока он этого не понимает, он будет проигрывать.
Беседовала Александра Медведева,
Фонтанка.ру