Думская оппозиция не смогла добиться от своих коллег-депутатов снижения проходного барьера на парламентских выборах с 7% до 3%. Как заявил корреспонденту «Фонтанки» депутат Геннадий Селезнев, семипроцентный барьер существует только в Турции. Теперь, надо полагать, компанию турецким парламентариям составят российские депутаты. Впрочем, провал думской оппозиции был вполне ожидаем, как и то, что Совет Федерации поддержит отмену порога явки на выборах. При этом в интересной ситуации оказался спикер Совета Федерации Сергей Миронов. С одной стороны, ему нужно было проявить свой оппозиционный настрой, а с другой – показать, что он человек «системы».
«Госдума играет по-крупному»
С инициативой о снижении проходного барьера выступили депутаты, чьи политические перспективы по итогам будущей думской избирательной кампании выглядят весьма туманными. Законопроект подписали: новый соратник Семигина Геннадий Селезнев, «яблочник» Сергей Попов, руководитель «республиканцев» Владимир Рыжков, представители КПРФ, «Родины» и «Народной воли». Всего 19 депутатов. Сам закон был внесен еще перед летними отпусками, но его рассмотрение все время откладывалось.
Представлять инициативу депутатов вызвался Селезнев. В своем выступлении перед депутатами он сослался на мировой опыт прохождения партий в парламент. Так, например, в Дании, чтобы попасть в парламент, достаточно набрать 2% голосов, в Испании, Греции, Хорватии, Аргентине – 3%, в Польше и Словакии – 5%.
С самого начала было понятно, что политический «монополист» в нынешнем созыве Думы – «Единая Россия» - вряд ли пойдет на поддержку данного законопроекта. Последние инициативы «партии власти» направлены, в основном, не на либерализацию избирательного законодательства, а, наоборот, на его ужесточение. Уже отменена графа «против всех», нижний порог явки, введен запрет на критику конкурентов, ужесточены требования к политическим партиям и кандидатам и т.д. В итоге, инициативу думских оппозиционеров поддержало около 130 депутатов при необходимых 226. При этом, как выяснилось, «единороссы» попросту проигнорировали голосование по данному законопроекту.
«Мы этим законом бьем тревогу, т.к. у нас делается все, чтобы в Думе были всего две партии», - заявил корреспонденту «Фонтанки» Геннадий Селезнев, отметив, что «единороссы» ссылаются на худший опыт европейского избирательного законодательства.
«Семипроцентный барьер есть только в Турции, - отметил депутат. - Если бы сохранился 5%-ный барьер, в думу прошли бы четыре или, максимум, пять партий». По мнению Селезнева, из-за высокого процента проходного барьера ряд партий вообще могут отказаться от участия в Федеральных выборах.
Миронов пошел наперекор
В пятницу 24 ноября Совет Федерации большинством голосов поддержал поправки «единороссов», внесенные в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Ранее15 ноября эти поправки, подготовленные зампредом думского комитета по госстроительству Александром Москальцом, были поддержаны думским большинством.
Новые изменения в законодательстве отменяют минимальный порог явки на выборах, запрещают кандидатам критиковать в ходе избирательной кампании своих конкурентов. Одновременно поправками ограничивается возможность реализации пассивного избирательного права гражданами, осужденными к лишению свободы за тяжкие преступления и преступления экстремистской направленности, а также подвергнутыми административному наказанию за пропаганду нацистской символики. В обществе эти нововведения сразу же окрестили очередным шагом по «сворачиванию демократии».
Несмотря на то, что при рассмотрении закона ожидалась бурная дискуссия, сам спикер Совета Федерации во время заседания не проронил ни слова протеста. Просто тихо нажал на кнопку. Как человек «системы» он должен был обеспечить «правильное» голосование, но как лидер формально оппозиционной партии - голосовать против законопроекта своих политических соперников (выборы же скоро). Учитывая, что в самом Совете Федерации заседают 25 однопартийцев Миронова, все они теоретически могли выступить против «медвежьих» инициатив по изменению в избирательном законодательстве. Однако этого не произошло. Только 7 депутатов выступили против поправок в избирательное законодательство. 112 сенаторов поддержали этот законопроект.
«Просто многие коллеги демонстративно не голосовали, это тоже голосование против. Они просто не стали нажимать кнопку. Я точно так же часто поступаю», – изложил Миронов свой весьма экзотический подход к голосованию против законопроектов. «То есть вы и сегодня не голосовали?» «Но сегодня я проголосовал против», – уже после волеизъявления сенаторов пояснил глава палаты.
После того, как Совет Федерации большинством голосов приказал изменениям в законодательстве быть, главный сенатор пошел к прессе разъяснять свою позицию, чтобы во всеуслышание подать голос против. Принятие закона Миронов назвал «системной ошибкой» и «опасной тенденцией». «А что же вы тогда не выступили против», - последовал вопрос журналистов. «Я не вижу смысла. В Совете федерации всё, к счастью, решается не на заседании, а на комитетах и комиссиях, и мне был понятен результат», – в свойственной манере ответил Миронов
По мнению спикера Совета Федерации, перед думскими и президентскими выборами это наверняка не последняя правка избирательного законодательства.
Алексей Яушев,
Фонтанка.ру