Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город В доме Зингера снова два Дома книги (фото)

В доме Зингера снова два Дома книги (фото)

2 189

Не успели смолкнуть праздничные фанфары по поводу открытия Дома книги, как на это, безусловно, светлое событие легла тень. Первые покупатели, хлынувшие вечером 24 ноября в дом Зингера за книжными новинками, получили на руки чеки с обозначением предприятия, их выдавшего: ООО "Санкт-Петербургский Дом книги". Такая же маркировка красовалась на купленных книгах. Возможно, большинство петербуржцев даже не придали значения этому незначительному обстоятельству, но наиболее внимательные все же встревожились: может быть, какой-то не тот Дом книги сегодня отметил новоселье в шикарном историческом особняке на Невском проспекте? Ведь предприятие, принадлежащее городу, носит название ОАО "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги". И именно его, судя по речам официальных лиц, чествовали в доме Зингера. Впрочем, представители Смольного, также узнавшие о недоразумении с чеками, уже назвали случившееся "технической ошибкой". И заверили, что Дом книги, как и было обещано, достался именно городскому предприятию, а не какому-то другому.

И президент Путин не помог?

Вспоминать, что такое ООО "Санкт-Петербургский Дом книги", долго не придется. Это то самое общество с ограниченной ответственностью, которое еще в сентябре было учреждено Петербургским агентством недвижимости (ЗАО "ПАН"). Именно к этому времени первая очередь реконструкции дома Зингера была завершена, и ПАН, которому исторический особняк был сдан в аренду еще в конце 1990-х годов, наконец-то внятно заявил о своих претензиях на здание. Об этих претензиях можно было подозревать еще восемь лет назад - с того памятного письма петербургской интеллигенции, которое 3 июля 1998 года подписал целый ряд деятелей культуры. Поводом для беспокойства стали планы ПАНа после реконструкции открыть на Невском, 28, мультимедийный центр. Кирилл Лавров, Борис Стругацкий, Дмитрий Лихачев, Даниил Гранин и другие общественные деятели в своем обращении к губернатору высказали опасение, что после завершения ремонта произойдет замена книжной продукции более выгодными для торговли товарами. В 2004 году ПАН все же начало реконструкцию здания, а "исторический" Дом книги переехал на Невский, 62. Одним из условий арендного договора ПАН с КУГИ было возвращение предприятия и предоставление ему в субаренду 4,3 тысячи квадратных метров. Однако слухи о том, что компания хочет открыть здесь торговый центр товаров класса люкс, продолжали циркулировать.

Но настоящий скандал возник, конечно же, с появлением на свет ООО "Санкт-Петербургский Дом книги". Петербургские СМИ запестрели скандальными предположениями, что ЗАО "ПАН", отказавшись от "товаров класса люкс", теперь намерено запустить в дом Зингера компанию-двойника. Это не только бы позволило сохранить за собой престижные площади здания, но и формально выполнить предвыборное обещание губернатора Валентины Матвиенко, присягнувшей перед всем городом, что дом Зингера останется Домом книги. И действительно, для подавляющего большинства горожан, не слишком привязанных к чтению, не имело ровно никакого значения, чья именно фирма займет вожделенные квадратные метры. Ведь профиль особняка как храма знаний и книготорговли формально был бы сохранен. А значит, знаменитый гигантский глобус, венчающий здание, недаром бы болтался в хмуром петербургском небе. А то, что городской Дом книги, как бы временно переехавший на Невский, 62, (кстати, с этим зданием у города также связаны большие планы) вполне мог остаться без крыши над головой, никого, кроме сотрудников этой фирмы, вроде бы не волновало.

Тревожную ситуацию усугубили заявления руководства ПАН, опубликованные в ряде петербургских СМИ. В беседе с журналистами представители агентства недвижимости обмолвились о некоем тендере по выбору субарендатора обновленных площадей, который они якобы намерены проводить. Не исключено, что, если бы такой тендер состоялся, в нем победил бы совсем не городской "Дом книги", который, между прочим, обладает правом субаренды большей части помещений особняка до 2047 года.

Однако Смольный, взяв ситуацию под свой контроль, казалось, сумел договориться с ПАНом на взаимовыгодных началах. В результате руководство агентства вроде бы отказалось от прежних амбициозных планов. Под давлением администрации Петербурга ПАН решило отвести книжной торговле 2800 квадратных метров на цокольном и двух первых этажах здания. Это в два раза больше, чем ранее - до 2004 года торговая площадь, отданная под книжную торговлю, составляла 1300 квадратных метров. Более того, согласно достигнутым договоренностям, на эти площади могла претендовать лишь ОАО "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги". Отдаленным эхом этой горячей войны чиновников и коммерсантов стал краткий спич Сергея Степашина, произнесенный 24 ноября на торжественной церемонии открытия Дома книги. Степашин как глава российского книжного союза в своем выступлении рассказал, что борьба за Дом книги велась даже не в интересах бизнеса ("бизнес у нас управляем", считает он), а в интересах неких "определенных сил". Уже после официальной церемонии открытия в беседе с корреспондентом "Фонтанки" он назвал эти силы - по его мнению, это "бывшее руководство города". По словам Степашина, был такой момент, когда с 98-процентной уверенностью можно было сказать - никакого книжного магазина в Доме книги не будет. Чтобы переломить ситуацию, пришлось подключать к решению вопроса даже самого президента Путина. И вот появляются злополучные чеки. Что же теперь получается: даже Владимир Владимирович ничего не решил?

Досадное недоразумение

Чеки с надписью ООО "Санкт-Петербургский Дом книги" - это техническая ошибка, уверена Алла Манилова, председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ администрации Петербурга. "Мы слишком спешили открыться в дни 100-летнего юбилея академика Лихачева", - свидетельствует Алла Юрьевна.

Как объяснила председатель комитета по печати корреспонденту "Фонтанки", это могло произойти по причине того, что ПАН еще до принятия окончательных договоренностей успел закупить на свой баланс часть оборудования предприятия. А именно - книги, кассовые аппараты и другие не менее важные атрибуты книжного бизнеса. В настоящий момент в налоговых органах Петербурга как раз проходит регистрация соглашения между городом и ПАНом о том, чтобы передать оборудование обратно на баланс городского Дома книги. Однако до того момента, пока соглашение не зарегистрируют официально, книги и кассовые аппараты так и будут числиться за частной компанией и нести на себе ее бренд.

Алла Манилова также сообщила "Фонтанке", что с ЗАО "ПАН" Смольный по-прежнему находится в стадии переговоров. Хотя вопрос о льготных арендных ставках для городского предприятия решен. Контрольный пакет ОАО "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги" так же, как и было условлено, останется за правительством Петербурга. Из ранее оглашенных новшеств будет реализовано и предложение о проведении допэмиссии ОАО. А значит, оправдаются надежды руководителя проекта "Дом Зингера" (от лица ПАНа) Александра Кузнецова, который ранее заявлял, что компания может приобрести 49% акций "Торговой фирмы "Санкт-Петербургский дом книги". По всей вероятности, это и является "взаимовыгодными условиями", на которых пытаются договориться власть и бизнес.

Гламурный Дом

Напомним, что 24 ноября в доме Зингера на Невском вновь открылся Дом книги. На торжественном мероприятии присутствовало всё руководство города. Прибыл и высокий гость из Москвы - глава Счетной палаты Сергей Степашин, присутствовавший на церемонии как глава российского книжного союза. Валентина Матвиенко выразила восхищение увиденным и рассказала, что выполнить данное предвыборное обещание ей было трудно, но она очень счастлива, что это удалось, в том числе и благодаря помощи культурной общественности. Культурная общественность на импровизированной трибуне в Доме книги была представлена писателем Даниилом Граниным, заявившим, что губернатор Петербурга не только прелестная женщина, но и человек, который "почти всегда держит своё слово". "Почему это почти?" - возмутилась Валентина Матвиенко. В тот момент торжественной церемонии этот шутливый инцидент не испортил.

Согласно официальной информации, в здании дома Зингера разместилась принадлежащая городу торговая фирма "Дом книги", для которой будет действовать льготная арендная ставка в 700 долларов за 1 квадратный метр в год. Эксперты называют такие ставки победой администрации, ведь Петербургское агентство недвижимости (ПАН), вложившее в реконструкцию исторического здания 45 миллионов долларов, хотело брать с книготорговцев 1000-1800 долларов за 1 квадратный метр в год.

Несмотря на то, что за вторым входом в Дом книги теперь расположится бизнес-центр, сам книжный магазин действительно увеличился больше чем в два раза. Под книги приспособили цокольный этаж, в котором когда-то был книжный склад (теперь складов в самом здании на Невском не будет), и на уровне всех трех этажей застроили бывший внутренний двор. В залах установлена информационная система, которая позволяет с помощью компьютеров выяснить, есть ли в продаже нужная книга, и даже узнать, на какой полке она стоит (правда терминалов, как показалось, маловато).

На первом этаже открылось небольшое интернет-кафе (четыре терминала), где посетители Дома книги смогут в качестве бонуса за покупку получить бесплатное время для работы в интернете. На втором этаже тоже небольшое кафе с видом на Казанский собор, где можно, не покупая, почитать книги. В будущем в этом кафе планируется проводить литературные встречи. Выглядит все это очень красиво, но вот аура старого Дома книги после реставрации исчезла, и это непривычно.

Валерий Береснев,
Надежда Зайцева,
Михаил Гончаров,
"Фонтанка.ру"
Фото Валентина Илюшина

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях