Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество В борьбе с КГБ Георгий Михайлов проиграл КУГИ

В борьбе с КГБ Георгий Михайлов проиграл КУГИ

400

Георгий Михайлов, создатель и владелец художественной галереи имени себя самого и «Фонда свободного русского современного искусства», может лишиться помещения фонда на Литейном, 53, предоставленного еще Анатолием Собчаком. Последние несколько лет Георгий Михайлов провел в постоянной борьбе с петербургским КУГИ и, как стало известно «Фонтанке», эта борьба близка к окончанию. Мнение КУГИ о том, что у галереи Михайлова нет оснований находиться по указанному адресу, может стать главным фактором, определяющим её бытие.

«Нам оставили небольшой участок помещения, но всячески выживают и оттуда, желая отдать его под коммерческую недвижимость», - сказал нам Михайлов в телефонном разговоре. «Все очень просто – у арендатора, «Фонда современного искусства, 8 августа 2006 года закончился срок аренды. На счетах большая задолженность. КУГИ подыскивает для них такое помещение, которое их бы устроило, и за которое они могли бы платить», - объяснили нам в пресс-службе КУГИ.

«Издеваются они над нами уже полтора года, а не подыскивают помещение. Нам каждый день начисляют аренду в 1100 долларов, и мы сами бы уже хотели оттуда уехать, но предложенное нам распоряжением вице-губернатора Сергея Тарасова помещение через некоторое время забрали назад. Видимо, кто-то из КГБ позвонил...», - весьма эмоционально отреагировал на это заявление сам галерист.

По словам Георгия Михайлова, за последнее время он посмотрел два потенциальных помещения для новой галереи. Одно – спортивн ый зал по адресу Ушинского, 5, но через некоторое время оказалось, что этот зал галерее могут отдать только через год. А выехать с Литейного нужно уже сейчас. Второе в Ковенском переулке, заполненное горячей водой по колено . «Трубы отремонтируете сами», как говорит Михайлов, сказали ему в КУГИ.

«Фонд свободного русского современного искусства» несколько раз пытался привлечь инвесторов для того, чтобы выплачивать аренду. Каждый раз дело заканчивалось судебными разбирательствами. Полтора года назад управляющая компания фонда «Спаси и Сохрани» пыталась открыть в помещении Фонда и галереи кафе, и дело закончилось взаимными обвинениями. Представитель этой компании Николай Невский обвинял Георгия Михайлова в полном беспорядке, царящем в его организации, юридическим языком – «финансово-экономических и правовых нарушениях». Михайлов же был уверен, что Невского ему подсунули (не исключено, что все тем же КГБ) для захвата фонда.

Последний проект – сдать помещения в аренду «Кошкиному дому», «Кодаку» или «Л’Этуаль», закончился судебным иском к Фонду свободного русского современного искусства. Фирмы узнали, что в помещении, в котором они уже начали ремонт, Михайлов продержится лишь несколько месяцев.

«Им сообщили, что помещение уже фактически отдано, и никаких шансов остаться на Литейном нет. Понятно, что мы не можем заплатить долг в 8 миллионов рублей, который нам насчитали, и денег нам взять негде. КУГИ распугивает наших инвесторов, и само создает такую ситуацию, что мы не можем платить за аренду», - говорит Михайлов. По словам руководителя Фонда и галереи, сначала ему неофициально говорили, что на «вкусное» здание по адресу Литейный, 53, претендует АФК «Система», а теперь ходят такие же слухи про ведомство Ильи Клебанова.

«Платить аренду надо вовремя. Мы постоянно идем им навстречу, но когда господин Михайлов возвращается из-за рубежа, то каждый раз по новой начинает свою волну антирепрессивных выступлений», - сказал нам председатель петербургского комитета по культуре Николай Буров, отвечая на вопрос о судьбе галереи Георгия Михайлова.

История известной галереи началась в далеких 70-х. Георгий Михайлов, человек никак не связанный с искусством, талантливый физик и преподаватель, познакомился с не признанными советской властью художниками и стал устраивать их выставки в своей двухкомнатной квартире. Некоторые живописцы, такие как Александр Исачев, прямо в этой квартире и писали картины.

А в 1979 году Михайлов получил 4 года «за спекуляцию». Их он провел от звонка до звонка на Колыме, но мировое сообщество было шокировано даже не этим, а решением советского суда об уничтожении «улик» - 363 картин. 31 из них даже успели уничтожить, прежде чем, под влиянием общественности, это решение было «смягчено». После отсидки на воле Михайлов провел всего 2 года. В 1985-м он снова получил срок, на этот раз шесть лет, но в лагерь отправиться не успел. После того, как за будущего галериста у Михаила Горбачева попросил лично президент Франции Миттеран, его отпустили, и дали возможность (вместе с несколькими сотнями картин) выехать из СССР.

С 1987 по 1989 годы выставки этих картин прошли в Европе и Америке, неизменно вызывая большой зрительский интерес. В 1989 году Михайлов был реабилитирован решением Верховного суда. 24 августа 1989 года созданный им в Мюнхене «Фонд свободного русского современного искусства» официально зарегистрирован в Ленинграде, а в 1991 году Анатолий Собчак предоставил для этого фонда помещение на Литейном, 53. С тех пор там систематически проходят выставки петербургских художников. Но спокойной жизни в Петербурге не получилось и после падения СССР. В конце 90-х произошла очень темная история с «вооруженным захватом» помещения и вывозом части картин, с которой разбирался Сергей Степашин (в то время он руководил МВД). Затем начались бесконечные войны с городскими комитетами.

По поводу Георгия Михайлова, его фонда и галереи есть разные мнения. Многие отмечают скандальный характер галериста. Михайлов успел поссориться даже с теми, кто поддерживал его в 70-е и 80-е. Один из известных художников его поколения (пожелавший, чтобы мы «не упоминали его фамилию рядом с Михайловым»), заявил нам что, по его мнению, Георгий Михайлов думает о КГБ больше, чем давно не существующее КГБ о нем, а нынешняя михайловская галерея ничто иное как «склад очень плохих картин - торговец автомобильными запчастями не может быть галеристом». Может быть, в михайловском фонде и галерее не все (мягко говоря) в порядке с юридической стороной дела, но искусство там есть и искусство уникальное. Решая проблему с помещениями для галереи, администрация на самом деле решает вопрос, нужно ли городу уникальное искусство.

Михаил Гончаров
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях