У российских радикалов – патриотов, похоже, остался единственный политический рупор – это партия Сергея Бабурина. После отставки Рогозина и съезда «Справедливой России» бабуринская «Народная воля» выделяется на «зачищенном» под Кремль политическом поле именно своей неприкаянностью и непримиримостью. Войдет ли она в качестве составляющей части в какой-нибудь прокремлевский проект? Уйдет ли в глухую оппозицию, пополнив собой ряды националистов-маргиналов? Вероятно, партийная судьба «народовольцев» решится в самое ближайшее время.
При этом сам Сергей Бабурин по-прежнему респектабелен и полон планов. В качестве заместителя председателя Государственной Думы он принял участие в работе Межпарламентской ассамблеи СНГ. В перерывах между заседаниями корреспонденту «Фонтанки» удалось с ним побеседовать.
Сергей Николаевич, в настоящее время идет процесс объединения ряда политических партий в единые политические структуры. «Народная воля» останется вне объединений или попытается создать что-то свое?
- У нашей партии есть стремление к самоорганизации народно-патриотических сил. При этом мы опираемся на те силы, которые придерживаются православных традиций и консервативных идеалов, объединяющих Россию, как минимум, последние 500 лет. Мы будем стремиться объединиться с теми, кто рассчитывает возродить российскую державу, кто Российскую Федерацию воспринимает не как бывшую РСФСРию, а как Российскую империю, трансформировавшуюся потом в Советский Союз. Следовательно, для нас главным является стремление к соединению расчлененного русского народа - к объединению России, Украины, Белоруссии, Казахстана и т.д.
В существующем политическом поле мы будем объединяться с оставшимися нашими партнерами по блоку «Родина» – Социалистической единой партией России (СЕПР). Надеюсь, мы выйдем и на завершение консультаций с Национально-консервативной партией России, с Партией социальной защиты, с Партией мира и единства. Но мы не ставим себе задачу наращивать потенциал «Народной воли». Как один из думских руководителей я за то, чтобы из 19 партий в предстоящих выборах в Госдуму приняли бы участие не больше десятка. А в саму Думу прошло бы не более 4-5 политических партий.
Насколько крепки ваши договоренности об объединении с социалистами?
- С СЕПРом окончательных договоренностей пока нет. Противостояние социализма и капитализма – это уже в прошлом, поэтому переговоры с социалистами идут непросто.
Почему ваша партия не приняла участие в Русском марше в Петербурге? По крайней мере, флаги «Народной воли» видны не были...
- Вот за это мы и сделали нашим петербургским соратникам замечание, что они участвовали в марше без партийных знамен. Это будет обсуждено на отчетно-выборной конференции регионального отделения партии, и, я уверен, что сегодня мы в стадии реорганизации этого отделения. Надеюсь, что в Петербурге с декабря 2006 года наша партия будет развиваться более динамично.
Что касается организации «Русского марша», мы фактически вынуждены были взять ее на себя. Я огорчен позицией Москвы по этому поводу. Русские люди имеют право на этот марш, точно так же, как и любые другие народы вправе проводить свои акции.
В петербургское отделение «Народной воли» придут новые известные люди?
- Пока об этом рано говорить, но это, в том числе, так. Я не могу исключать и то, что региональное отделение возглавит один из депутатов Государственной думы. Сегодняшний руководитель отделения партии Борис Михайлов хотел бы передать руль другому лидеру в силу своей занятости. Во главе региональной организации в Северной столице должен стоять знаковый человек.
Более того, «Народная воля» будет участвовать в выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Мы работаем в этом направлении, через несколько дней у нас состоится закрытое партийное совещание по мартовским выборам, и на нем будут представители из Питера.
С участниками «Русского марша» как-то будете дальше взаимодействовать?
- У нас есть контакты с ДПНИ. Я пытаюсь сделать лидеров ДПНИ не просто буйными энтузиастами, а последовательными политиками. Считаю, что такой потенциал у них есть. Я также не исключаю, что лидеры ДПНИ войдут в список «Народной воли».
В марте, помимо выборов в городской парламент, ожидаются и выборы в Законодательное собрание Ленинградской области. Будет ли в них участвовать «Народная воля»?
- Постараюсь, чтобы «Народная воля» выступила на этих выборах. Из 14 регионов, где будут проходить выборы, мы, безусловно, примем участие в выборах в Петербурге и Ленинградской области.
Взаимодействуете ли вы с соратниками по бывшему блоку «Родина» Рогозиным и Глазьевым?
- С Рогозиным мы никак не взаимодействуем, а вот с Глазьевым у нас идут консультации. Он сейчас не примыкает ни к одной из политических партий, а полностью сосредоточен на своей научной деятельности. Но его политический потенциал для меня очевиден. Так что он может оказаться в наших рядах. В партию Миронова и Бабакова он явно не пойдет.
Не планируете переименовать свою партию в «Родину»?
- Не планируем. Сегодня эпоха «Родины», к сожалению, завершилась.
Ведете ли вы с активистами «Родины», не вошедшими в «Справедливую Россию», переговоры о вхождении в «Народную волю»?
- Переговоры ведутся, но о персоналиях пока говорить преждевременно.
Ваше мнение по поводу перспектив СНГ?
- СНГ - это самая неэффективная форма интеграции. Это ассоциация, членов которой объединяют лишь родство культуры и общее прошлое. Хотя ассамблея СНГ – это совещание, которое соизмеримо с советом Европы. Ничего большего от СНГ ждать не надо: вся экономика стран-участников должна сосредоточиться в ЕвроАзЭС. Особый вопрос – это союзное государство России и Белоруссии. Сейчас мы находимся на мертвой точке его развития.
А кто виноват в этом?
- Без комментариев. Я пытаюсь сдвинуть процесс с мертвой точки, но пока без особого успеха. Если конкретных шагов в этом направлении предпринято так и не будет, нужно просто перестать спекулировать понятием союзного государства.
Беседовал Алексей Яушев,
Фонтанка.ру