Госдума приняла во втором чтении законопроект «О гауптвахте», восстанавливая тем самым механизм дисциплинарного ареста военнослужащих. Таким образом депутаты, по всей видимости, поздравили страну с Днем призывника, который праздновался 15 ноября.
Как поясняют в Министерстве обороны, отсутствие в армии гауптвахты как меры дисциплинарного взыскания в отношении военнослужащих крайне негативно отразилось на состоянии воинской дисциплины и преступности в войсках. За время отсутствия в стране «губы» якобы возросло число грубых нарушений воинской дисциплины, и возвращение ее 1 января 2007-го года будет триумфальным: командиры без этого рычага управления личным составом – как без рук. Между тем, в обществе закон встретили более чем настороженно: правозащитники видят в этом «рычаге» средство совсем для других целей – для сокрытия преступлений.
Активный отдых для военнослужащих
Согласно новым нормам, дисциплинарный арест (содержание в условиях изоляции на гарнизонной либо корабельной гауптвахте) может применяться к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, за исключением офицеров, несовершеннолетних курсантов и военнослужащих женского пола. Попасть на гауптвахту можно будет «за грубые дисциплинарные проступки»: нарушение порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими; самовольное оставление части или места службы; несоблюдение правил несения боевого дежурства, караульной и пограничной службы; хищение, повреждение или незаконное использование военного имущества; употребление наркотиков или психотропных веществ. Дисциплинарный арест может назначить судья гарнизонного военного суда на срок до 30 суток, либо до 15 суток за административные правонарушения. Жалоба на постановление судьи может быть подана в окружной (флотский) военный суд в течение 10 суток со дня вынесения соответствующего решения.
Бывший заместитель командующего Объединенной группировки войск на Северном Кавказе полковник Борис Подопригора считает, что в настоящее время «губа» необходима. По его мнению, пока в армии не будет введен принцип материального стимулирования военнослужащих, гауптвахта будет себя оправдывать. «Солдату далеко не всегда удается объяснить, что он не прав», - обосновал он свое мнение корреспонденту «Фонтанки».
Напомним, что в августе руководство Минобороны, не дожидаясь принятия Госдумой Федерального закона, отрапортовало, что к 2010 году в армии появятся 143 гауптвахты, «отвечающие евростандартам». Под евростандартом военные понимают «доступ света» в камеры через зарешеченные, но достаточные для обзора окна (15х15 см), вентиляцию, санузлы и дежурное освещение в ночное время. В камерах для военных арестантов появятся также кровати с постельным бельем (прежняя «губа» предполагала сон на нарах, а комплект белья выдавался только на ночь). Кроме того, арестантов «по возможности» снабдят телевизорами и радио. Попавшим на «губу» военнослужащим добавят и пространства – на одного заключенного запланировано 4 квадратных метра камеры (вместо прежних двух). Так называемая норма жилой площади у военных арестантов, таким образом, будет выше, чем в гражданской тюрьме или колонии (от 2 до 3,5 квадратных метров), но ниже, чем в лечебницах ФСИН, где на человека приходится 5 «квадратов».
Также обитателям «губы» увеличат время сна (с семи до восьми часов) и позволят курить в отведенных местах (раньше это право распространялось только на прапорщиков и мичманов). Прежде арестованным разрешалось хранить в камерах только книги, туалетные и письменные принадлежности. Теперь – еще и газеты с журналами. Несмотря на то, что институт полковых священников военные вводить не спешат, армейским арестантам позволят отправлять религиозные обряды, иметь при себе религиозную литературу и предметы культа.
Впрочем, за эти льготы военным заключенным придется заплатить. В новом положении о гауптвахте впервые записаны правила применения против заключенных «физической силы и специальных средств». Например, караульные на «губе» отныне легально смогут пользоваться резиновыми дубинками и наручниками, причем не только в случае нападения военнослужащего, массовых беспорядков, при попытке побега или для освобождения заложников и захваченных зданий, но и для пресечения нарушений режима. Караульным нельзя бить арестантов кулаками, ногами, головой, правда, «за исключением крайней необходимости», то есть в случае, если на караульных совершено нападение.
Гауптвахта как средство для чистки мундира
Глядя на расписанные условия и сравнивая их с условиями регулярной службы, невольно приходишь к мысли, что новые «губы» станут едва ли не санаториями отдыха для солдат от тягот и лишений. И сразу представляешь толпы рядовых, нарушающих воинскую дисциплину с целью попасть на вожделенные 4 квадратных метра с постельным бельем, радио и телевизором. Между тем, в рядах правозащитных организаций этот закон встретили вовсе не дружелюбно. Похоже, в «евростандарты» от Минобороны там не очень верят. «Солдатские матери Петербурга» считают возвращение в армию гауптвахт – а соответствующий законопроект депутаты Госдумы одобрили 15 ноября – созданием еще одного рычага для сокрытия преступлений в вооруженных силах.
– Солдат, оставляющий воинскую часть из-за неуставных отношений, является ценным свидетелем уголовного правонарушения, - говорит по этому поводу председатель общественной организации «Солдатские матери Петербурга» Элла Полякова. - А к нему относятся в первую очередь как к преступнику, заставляют писать явку с повинной, чтобы и он себя признавал преступником. Его стремятся закрыть на «губу», а не разбираться с нарушением его прав. Наша позиция по отношению к этому закону – абсолютно отрицательная! Он восстанавливает в армии практику репрессивного отношения к военнослужащим. Закон однозначно дискриминационный: об этом можно судить хотя бы потому, что распространяется он лишь на рядовых, оставляя офицеров безнаказанными. Этим поддерживается кастовая система, создаются условия неравенства офицеров и солдат перед законом.
Кроме того, сомнению правозащитница подвергла и заявления о якобы «повышенной комфортности» «еврогуб»:
- Вчера было заседание комиссии по правам человека, я принимала в нем участие, - рассказала Элла Полякова. – Мы обсуждали происходившие в октябре массовые отлов и депортацию граждан Грузии. Так вот, если помните, тогда милицейские чины рапортовали о том, что условий для принудительного содержания нелегалов в изоляторах нет: не хватает места, не говоря уже о создании человеческих условий этого содержания. И средств на постройку этих изоляторов тоже нет. И как же Минобороны теперь говорит о постройке «комфортабельных гауптвахт», если у нас есть такой яркий пример? Совершенно ясно, что это все – только слова для «отвода глаз».
Павел Горошков,
Фонтанка.ру