Из 15 законопроектов, нацеленных на усиление ответственности за нарушение правил дорожного движения, выбран один – самый жесткий. Он предусматривает взыскание штрафов с владельцев автомобилей на основании фото- и видеозаписи, отмену запрета на эвакуацию и блокировку и ответственность за разговор водителя по мобильнику во время движения.
Такое решение было принято 9 ноября Комитетом Государственной думы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству. Законопроект, который будет представлен на суд парламентариев, практически полностью меняет систему ответственности водителей и владельцев автомобилей.
Презумпция собственности
Сейчас ответственность несет гражданин, виновный в соответствующем правонарушении, то есть водитель. Даже если собственник машины сидит рядом и говорит, куда и как ехать. А значит, если ГИБДД представит видеозапись и десять свидетелей совершения правонарушения (например, проезда на красный свет, превышения скорости и т.п.), владелец всегда сможет скрыться за тонированными стеклами, заявив, что «не я это был за рулем». А на вопрос «кто?» ответить: «Не скажу, ищите или доказывайте обратное».
Авторы законопроекта (депутаты Васильев, Плигин, Харитонов и другие) предлагают перенять для России западный опыт. Например, Дорожный кодекс Франции возлагает на владельца транспортного средства ответственность по штрафам за превышение максимальной разрешенной скорости и другие нарушения. Аналогичные нормы содержатся в законодательстве Швейцарии и ряда других стран. Это позволяет вообще исключить из процедуры взимания штрафа инспектора: беспристрастная камера фиксирует нарушение (например, превышение скорости), сидящий перед монитором оператор (офицер) оформляет протокол и высылает штрафную квитанцию почтой. Водитель не согласен – пожалуйста, смотрите видеозапись, подавайте в суд и т.д.
Если законопроект будет принят, то в случае фиксации правонарушения «специальными техническими средствами» к административной ответственности будет привлекаться владелец транспортного средства. Правда, он вправе предоставить достоверные сведения о лице, управляющем машиной в момент фиксации нарушения (например, копию доверенности). Или потребовать признать его невиновным, если автомобиль был угнан (выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц). Доказывать обратное придется самой ГИБДД, но вряд ли суд поверит владельцу, у которого автомобиль угоняют десять раз в год, однако он заявляет о краже только после получения очередной штрафной квитанции.
Фактически новый законопроект частично упраздняет принцип презумпции невиновности. Юристы считают такой механизм неконституционным. Его введение «может породить «объективное вменение», которое не во всех случаях оправдано. А также повлечь за собой не соблюдение принципа равенства перед законом, произвольное применение принципа неотвратимости наказания, поскольку к ответственности в ряде случаев не будет привлекаться истинно виновное лицо», – считает заместитель начальника правового управления Госдумы Михаил Деменков. Депутаты считают предлагаемую схему обоснованной, так как механическое транспортное средство является источником повышенной опасности.
Фотоохота
Руководствуясь рассматриваемым законом, городские службы и просто пешеходы смогут освободить улицы и тротуары от неправильно припаркованных автомобилей. Во-первых, штраф за неправильную остановку или стоянку увеличен с 50 до 300 рублей, а если машина заехала на тротуар и создала препятствие для пешеходов – до 1000 рублей. Во-вторых, упраздняется запрет на применение муниципальными и другими службами таких мер пресечения, как эвакуация, блокировка, удержание, снятие номеров и т.п.
В-третьих, – опять же технические средства и ответственность водителей. Вряд ли ГИБДД сможет игнорировать представленные добросовестными гражданами фотографии стоящих на тротуаре машин, если по снимку можно идентифицировать место стоянки и номер автомобиля. Сознательный петербуржец уже высылал фотографии машин-нарушителей, перегородивших пешеходный переход близ площади Восстания, но ГИБДД отказало в возбуждении дела ввиду невозможности установления виновника (водителя, припарковавшего массивный джип).
Если такой механизм начнет работать, то службы занятости совместно с МВД смогут создавать рабочие места для безработных: выдавать одноразовый фотоаппарат (стоимость снимка около 10 рублей). «Фотоинспекторы» будут приносить снимки, ГИБДД налагать штраф в 1000 рублей, выплачивать гонорар фотографу (допустим 100 рублей), минус накладные расходы. А недобросовестный водитель всегда может оказаться в поле зрения «охотника».
Рецидивист на дороге
Законопроект возрождает балльную систему – ответственность за систематическое нарушение правил дорожного движения, отмененную в 1997 году. «Неоднократное совершение проступков в течение непродолжительного периода времени свидетельствует об устойчивом правовом нигилизме определенной части водителей, управляющих источником повышенной опасности. Такое поведение на дороге практически неизбежно приводит к совершению дорожно-транспортных происшествий», – уверены авторы законопроекта.
В обосновании своей позиции они опять же ссылаются на опыт зарубежных стран (Великобритания, Франция, Швеция, Канада, ФРГ, США, Япония и др.). Баллы предлагается начислять не за любые, а только за самые грубые правонарушения. Например, за управление автомобилем без номерного знака водителю «влепят» один балл, с поддельным номером – два балла, за превышение скорости на 40-60 км/час – три, больше 60 км/час или за пьянство – четыре. Причем, за все эти нарушения водитель будет лишаться права управления транспортными средствами на срок до двух лет. Накопит десять штрафных очков – потеряет права еще на два года. О неконституционности двойного наказания за одно и то же нарушение Михаил Деменков ничего не говорит.
Штрафники
Сами штрафные санкции увеличиваются в несколько раз. Жесткость наказания должна, по мнению разработчиков поправок, уменьшить число ДТП и смертность на российских дорогах. В частности, за не пристегнутый ремень безопасности теперь надо будет отдать 500 рублей, за не предоставление преимущества в движении автобусу или трамваю (маршрутному транспортному средству) – 1000 рублей. Не пропустил пешехода на переходе – готовь 800 рублей. Пользование водителем во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, наказывается штрафом в 300 рублей.За превышение скорости, вождение без прав или в состоянии опьянения водитель может быть не только оштрафован или лишен прав, а задержаться на «полторы декады» (административный арест на срок до пятнадцати суток).
Законопроект устанавливает также критерии опьянения («Фонтанка» писала о правовой неразберихе в этом вопросе). Правда, очень расплывчато: «наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамм на один литр крови или 0,15 миллиграмм и более на один литр выдыхаемого воздуха; наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека, вследствие употребления вызывающих опьянение веществ». Причем, по уверению авторов законопроекта, Россия обязана включить в национальное законодательство допустимый законом уровень содержания алкоголя, так как этого требует Венская конвенция о дорожном движении.
В пленарном заседании парламентарии будут рассматривать столь одиозный для автовладельцев законопроект уже в ноябре. Документ поддержала фракция «Единая Россия» и сотрудники МВД. Это дает основание полагать, что поправки будут приняты в самое ближайшее время.
Антон Одынец, специально для Фонтанки.ру