Верховный Суд России признал право Смольного ограничивать движение на городских трассах, в том числе штрафовать за неправильную стоянку на 60 тысяч рублей. Одновременно суд повторно подтвердил обоснованность скандального городского закона о маршрутных перевозках.
Две тысячи долларов за остановку
Принятый в июле прошлого года городской закон «Об ограничении или прекращении движения транспортных средств на дорогах в Санкт-Петербурге» предусматривает возможность введения запрета движения, остановки и стоянки на отдельных улицах или ее участках. Причем делать это можно, в том числе, в целях обеспечения графика движения маршрутных транспортных средств, проведения мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения и в других случаях.
За нарушение режима (например, за остановку в «закрытой зоне») предусмотрены штрафы: для граждан - от 5 до 15 МРОТ (1500 рублей), для юридических лиц – от 200 до 400 МРОТ. Повторное аналогичное нарушение увеличивает санкции до 2500 рублей для граждан и до 60 тысяч рублей для организаций.
Против такого режима выступил частный предприниматель Руслан Логинов. Он указал, что городской закон противоречит федеральному и ущемляет его права на осуществление перевозок пассажиров маршрутным такси. Ведь по федеральному законодательству ограничивать дорожное движение можно только с целью его безопасности, а обеспечение графика движения маршрутного транспорта никак с обеспечением оной безопасности не связано. Соответствующее заявление предприниматель направил в Санкт-Петербургский городской суд.
Судья Масолова сочла доводы Руслана Викторовича неубедительными. Ведь установление и эксплуатация маршрутов пассажирского транспорта относится к вопросам обеспечения безопасности движения. А федеральный законодатель делегировал решение вопросов временного ограничения или прекращения движения на дорогах, в том числе органам исполнительной власти субъектов Федерации. А, следовательно, городской закон принят в пределах полномочий.
Только по маршруту
Руслан Логинов пытался также убедить суд, что, перекрывая трассу в целях обеспечения графика движения маршрутных транспортных средств, городской закон создает дискриминационные условия деятельности маршрутных перевозчиков. Однако и этот аргумент был отвергнут судом. Во-первых, признано право городских властей устанавливать оптимальные маршруты и график движения наземного пассажирского маршрутного транспорта. Во-вторых, суд указал, что «права индивидуальных предпринимателей – маршрутных перевозчиков, в том числе и Логинова, по своему усмотрению определять маршруты движения и расписание движения при осуществлении перевозок пассажиров принадлежащим им транспортом ограничены федеральным законом и ... иными нормативными правовыми актами...».
В список нормативных актов, которые регулируют работу «маршруток», суд включил скандальный закон «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге». Именно им установлено, что порядок работы на маршрутах определяется заключенными правительством Санкт-Петербурга с каждым перевозчиком договорами. Этот же закон предусматривает проведение конкурса, по результатам которого предоставляется право осуществления перевозок по каждому установленному коммерческому маршруту.
Верховный Суд России отклонил кассационную жалобу предпринимателя, подтвердив законность принятого городским судом решения.
Читайте газеты по утрам
В настоящее время решение о временном ограничении или прекращении движения принимает Комитет по транспорту. В течение двух дней после этого комитет обязан информировать жителей о своем решении через средства массовой информации. Но закон не предусматривает ни порядок публикации сообщений, ни перечень СМИ. Неясно также, что будет с теми, кто нарушил «секретный приказ» в течение первых двух дней.
В итоге у городского правительства появился новый источник дохода, законность которого подтверждена всеми судебными инстанциями. В целях, например, «проведения мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения» вводится запрет остановки на какой-нибудь магистрали (допустим, Московском или Невском проспекте), а со всех остановившихся в течение двух дней аккуратно взимается круглая сумма (от 1500 до 400 тысяч рублей).
Потом сообщение публикуется в официальном издании, например – Информационном бюллетене Администрации Санкт-Петербурга, выходящем тиражом меньше тысячи экземпляров и не доступном гражданам ни в розничных сетях, ни по подписке. И можно дальше «стричь» штрафы со всех, кто не прочитает такое сообщение.
Два года назад те же суды приняли решение, что действующее законодательство не содержит требований к тиражу средств массовой информации, необходимому для признания их источником официального опубликования. А значит можно публиковать нормативные акты или официальные сообщения в газете, выходящей даже в двух копиях.
Павел Нетупский, специально для Фонтанки.ру