Белорусская цыганка в течение нескольких лет заставляла батрачить на себя женщин из Петербурга и Ленинградской области. Об этом стало известно лишь недавно, когда в Минске завершился суд над некоей Маргаритой, гражданкой республики Беларусь. Как следует из материалов дела, в минском коттедже Маргариты насильно удерживались четыре женщины, все - уроженки Северо-Западного региона России.
Невольницы-домработницы
Первой петербурженкой, завербованной в "рабство" Маргаритой, стала некая Татьяна, имевшая обыкновение ночевать на одном из вокзалов Петербурга. На этом вокзале в июне 2001 года на нее и обратили внимание не установленные следствием лица. Татьяне негде было жить, она не имела работы- поэтому место домработницы, предложенное женщине тут же, показалось ей, видимо, самой большой жизненной удачей. С вокзала Татьяну привезли в город Тосно Ленинградской области и передали минской цыганке Маргарите, гостившей у своей бабушки.
Далее, как следует из материалов дела, Маргарита забрала у Татьяны паспорт гражданки Российской Федерации, пообещав в скором времени предоставить ей работу у нее в семье. При этом, насколько известно, не оговаривалось, что для успешного трудоустройства придется переехать в Минск. Однако именно там и оказалась в итоге потерпевшая.
В Минске Маргарита поселила Татьяну в своем доме на улице Полярной. В течение года Татьяна была вынуждена заниматься тяжелым физическим трудом. Ее рабочий день длился 12-15 часов в сутки, без выходных и без зарплаты. Питалась она два раза в день остатками еды с "барского" стола. Ночевать ей приходилось то на не отапливаемой веранде, то на чердаке коттеджа, где не было даже окон. Естественно, Татьяна не была зарегистрирована в отделе по гражданству и миграции: сама она этого сделать не могла, так как не имела на руках паспорта, а Маргарита не собиралась информировать милицию, что у нее в доме находится посторонний человек. В 2002 году июльской ночью Татьяне удалось сбежать от своей хозяйки и без документов и денег добраться до Петербурга. Большую часть этого расстояния женщина преодолела пешком.
Как установлено следствием, с 2001 по 2006 год в минском коттедже Маргариты постоянно находились невольницы-домработницы из Петербурга и Ленинградской области. Все они до этого не имели работы, а у кого-то даже не было жилья. Однако жизнь в чужом доме оказалась для них тяжелее существования на вокзале. Каждая из невольниц делала несколько попыток убежать, пусть без денег и документов. В конце концов, трем "рабыням" это удалось. Четвертую невольницу освободили сотрудники белорусской милиции, узнав о ее заточении.
"Рабовладелица" была арестована и помещена в СИЗО. Оказалось, что эта женщина с образованием в 2 класса сумела так запугать невольниц и даже соседей, что те опасались давать показания. Сама же Маргарита, получившая опыт общения с оперативниками и следователями еще в начале 1990-х, когда привлекалась к уголовной ответственности за кражи, на этот раз убеждала следствие, что она спасала петербурженок от голодной смерти. У нее-то в доме, они мол, жили, как у Христа за пазухой. Однако показания потерпевших и немногочисленных свидетелей опровергли речи подсудимой.
Суд посчитал доказанной вину Маргариты по обвинению ее в вербовке людей для иной эксплуатации, совершенной путем обмана, и приговорил к лишению свободы сроком на полгода. Однако ее освободили из-под стражи прямо в зале суда, так как Маргарита попала под амнистию. По счастливому для нее стечению обстоятельств, бывшая хозяйка четырех "крепостных" душ, экономившая на зарплате для прислуги, отделалась легким испугом и двумя месяцами томления в СИЗО.
*Из истории вопроса *
В Беларуси проблема торговли людьми обозначилась в начале 90-х годов. Первыми жертвами торговцев "живым товаром" оказались женщины, вовлеченные в секс-индустрию. И сегодня точно не известно, сколько женщин побывали в секс-рабстве: одни не хотят огласки, другие до сих пор боятся бывших "хозяев". К тому же белорусское законодательство того времени отставало от жизни: за некоторые действия невозможно было привлечь к ответственности - нигде не было прописано, что они квалифицируются как преступление. Лишь в 1999 году в Уголовном кодексе Беларуси появились статьи "Торговля людьми" и "Вербовка людей для эксплуатации". В 2001 году в Беларуси было выявлено 190 преступлений, связанных с торговлей людьми и вербовкой для эксплуатации, а в 2005 - 650. Эти цифры свидетельствуют не только о росте такого рода преступлений, но и об умении правоохранительных органов выявлять их. Более того, потерпевшие не остаются один на один со своей бедой: для них в стране созданы четыре реабилитационных приюта.
Для собственных нужд
На внутреннем рынке рабского труда в Беларуси выявлены факты как сексуальной, так и трудовой эксплуатации. К примеру, несколько зажиточных селян в прямом и переносном смысле слова заставляли пахать на себя социально незащищенных людей, включая подростков. За рабский труд им выдавалась похлебка, в сарае определялось место для ночлега.
В Бобруйске предстала перед судом семья, которая в разное время насильно удерживала в своем доме двух молодых женщин. Их рабская вахта длилась круглые сутки: днем девушки батрачили на хозяйку дома, ночью ублажали двух сыновей, а иногда и главу семьи.
"Клубничка" на экспорт
Стоит отметить, что разъяснительная работа, касающаяся безопасного выезда на работу за границу, включая Россию, в Беларуси ведется очень активно. Это и социальная реклама, "телефоны доверия" и консультационные линии, всевозможные буклеты, распространяющиеся в местах скопления целевой аудитории и многочисленные публикаций в СМИ. Теперь даже в самой глухой деревне все знают, что за предложением "поработать на рынке в Москве" замаскировано другое: выйти на панель в Белокаменной. Однако знания знаниями, а выбор каждый делает сам.
В Минске возбуждено уголовное дело в отношении студентки-сутенерши. Как выяснилось, предприимчивая барышня "рекомендовала" знакомых девушек для оказания интимных услуг своему бывшему любовнику. Все были довольны: гостьи за неделю секс-вахты в подмосковном коттедже получали 2000 долларов, а посреднице "бэушный" бой-френд выплачивал от 400 до 500 тех же денег за каждое тело. Вот только на языке Уголовного кодекса такой бизнес называется торговлей людьми с целью сексуальной эксплуатации и "премируют" за него лишением свободы на срок от 10 до 12 лет с конфискацией имущества. По-прежнему взоры многих опытных и начинающих жриц продажной любви устремлены в страны дальнего зарубежья. Чужой трагический опыт, когда вместо тысяч долларов, весь багаж состоял из искалеченного тела и надломленной психики, ничему их не учит. К примеру, когда по дороге в Варшаву сотрудники белорусской милиции задержали интернациональную бригаду вербовщиков и претенденток на вакансии в борделях, девушки за "упущенную выгоду" чуть глаза не выцарапали блюстителям нравов в милицейских погонах.
В период с 2001 по 2005 год сотрудниками белорусской милиции установлено около 1600 жертв, подвергшихся сексуальной эксплуатации, пресечена деятельность 45 организованных преступных групп. С начала нынешнего года выявлено около 500 преступлений такой категории, среди потерпевших - около 400 секс-рабынь. Еще почти 100 человек подверглись трудовой эксплуатации.
Дорога в никуда
Белорусы чаще всего в погоню за длинным рублем отправляются в Россию. Рынок же посреднических услуг по трудоустройству давно освоили мошенники. Именно таким бизнесом с 2002 года промышлял гражданин Беларуси по имени Андрей. Опубликовав в газетах объявления о трудоустройстве в России, он отправлял туда белорусских рабочих, получив с каждого по 50 долларов. В Москве гастарбайтеров ожидало разочарование: вакантных мест не было.
Несколько обманутых рабочих обратились в правоохранительные органы. Однако никаких документов, подтверждающих передачу денег Андрею, у них, естественно, не было. Даже после того, как работники посольства вызволили группу белорусов из вокзального "обезьянника", собранных оперативниками материалов оказалось недостаточно для возбуждения уголовного дела. Эта удача вдохновила Андрея на расширение бизнеса. Вместе с двумя компаньонами он прикупил несколько фирм, заключил фиктивные договора с российскими партнерами. С этим пакетом документов предстал перед работниками Министерства труда и социальной защиты Беларуси, ведавшими в то время вопросами трудовой миграции, и получил разрешение на публикацию в СМИ объявлений о трудоустройстве. Хлынул новый поток желающих заработать. В 2003 году Андрей и его сообщники расширили географию бизнеса. Теперь они начали отправлять гастарбайтеров в Ханты-Мансийск, Сургут, Ухту, Лангепас. Получив в Москве деньги, группу их трех человек отправили на поезде в Ханты- Мансийск. Обещали, что по приезду их встретят представители фирмы. Однако никто их не ожидал, поскитавшись неделю в поисках работы и везде услышав: "Вакансий нет", двое потерпевших вернулись в Минск, а третий заболел, был госпитализирован в больницу, где с диагнозом "острая пневмония" умер.
- В период с октября 2004 года по март 2005 через несколько подставных фирм К. и сообщники наладили постоянный процесс по поставке рабочей силы на северные стройки в Россию, - рассказывает Светлана Крученок, старший следователь по особо важным делам следственного управления предварительного расследования ГУВД Мингорисполкома. - Находясь в полной зависимости от работодателя, наши соотечественники вынуждены были заниматься рабским физическим трудом. Размещали людей в бараках под охраной, у них не было регистрации, рабочий день длился от 10 до 16 часов. Питание было организовано один, в лучшем случае, два раза в день. Рабочим не выплачивали зарплату, но удерживали деньги за крайне скудное питание и ужасное жилье.
В компьютерных списках "клиентов" фирм Андрея и компании значилось более 1000 человек. По уголовному делу в отношении возглавляемой им организованной преступной группы 193 человека признаны потерпевшими. Сам Андрей и его подельники признаны виновными в совершении мошенничества, совершенного организованной преступной группой в особо крупном размере, и незаконных действиях, направленных на трудоустройство граждан за границей, совершенных организованной группой. Им назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 с половиной лет до 7 с половиной лет лишения свободы плюс конфискация имущества.
Последний эпизод преступной деятельности Андрея и сообщников датирован мартом 2005 года, когда был издан Декрет "О некоторых мерах по противодействию торговле людьми". В этом документе предусмотрен комплекс мер по защите граждан Беларуси, отправляющихся на работу за границу. К тому же лицензирование фирм, оказывающих услуги по зарубежному трудоустройству, перешло в ведение МВД Беларуси: появилась возможность проверки фирм - работодателей. Есть надежда, что поток нелегальной миграции, до сих пор бесконтрольно следовавший из республики Беларусь, должен сократиться.
Оксана Яновская, Минск,
специально для Фонтанки.ру