Помогать бездомным в нашей стране непрестижно, - показал опыт миссионерской общественной организации «Ночлежка». В прошлом году 95 процентов пожертвований поступило от иностранных благотворителей, 3 процента средств перечислили бездомным из городского бюджета, и лишь остальное восполнили петербургские бизнесмены. При этом они не пожелали, чтобы об их пожертвованиях узнала общественность. Меценаты сослались на то, что подобная деятельность может испортить их имидж.
В Петербурге, по приблизительным подсчетам ученых из РАН, проживает 54 тысячи бездомных. По данным председателя «Ночлежки» Максима Егорова, ежегодно ряды асоциальных личностей увеличиваются примерно на 1000 человек. В то же время высока и смертность среди бомжей – точных цифр назвать нельзя, но в год в морги поступает около 3 тысяч человек, личность которых определить нельзя. Причем, большинство из тех, кто не имеет крыши над головой – это мужчины трудоспособного возраста, «опустившиеся на дно» после сделок с квартирными мошенниками или «по семейным обстоятельствам» - после развода. Многие из них не получили жилья, а соответственно, регистрации, после отбывания наказания в тюрьмах или выйдя из детдома.
В ходе исследования, профинансированного Евросоюзом, выяснилось, что отношение к лицам БОМЖ у петербуржцев далеко не сострадательное. У наших граждан сформировался устойчивый стереотип, что все бездомные – попрошайки и «потрошители» мусорных контейнеров, а также представляют серьезную опасность для общества. Как свидетельствуют цифры, отрицательно или равнодушно к бродягам относится больше половины небездомного населения, среди которых даже попадаются медицинские и социальные работники. Особенно достается бомжам от милиционеров, которые могут не только забрать у бродяг документы, но и применить физическое насилие.Вовсе не доброе отношение к асоциальным личностям и у подростков – в среднем два раза в месяц больше половины бездомных избиваются молодежью.
Западные специалисты зрят в корень и причину всех бед этих уязвимых личностей видят в несовершенстве государственной политики, которая не рассматривает бездомность как социальную проблему. Как советует региональный представитель Датской церковной помощи Мария Недергорд- Гостищева, необходимо совершенствовать систему регистрационного учета граждан, то есть, регистрацию должны получать не только те, кто является собственником жилья: «Нет стран, где бы 100% граждан владели собственным жильем. В Дании, например, дело не в регистрации - все имеют личный код, который позволяет бездомным чувствовать себя полноценными гражданами и пользоваться всеми правами. В это время в России конституционными правами владеет лишь тот, кто имеет свою собственную крышу над головой, а бездомные ж не могут даже получить медицинскую помощь».
Между тем, каждый шестой петербургский бомж болеет туберкулезом! Но лечить их никто не будет, потому что у них нет медицинского полиса, который можно получить, лишь имея прописку. Устроиться легально бродяга тоже не имеет права, поскольку ИНН получают только те, кто имеет прописку. «Даже если фирма и хочет пойти навстречу бедным бродягам, против закона никто пойти не может – налоговое законодательство переступать нельзя».
Бывший профессор МГУ, а ныне городской бездомный Александр Островский считает: «Должна быть действительная отмена прописки, то есть настоящее разрешение свободы выбора места проживания и трудоустройства. Это самое простое средство снять с общества заботу о бездомных. Сначала не плодите их, а уже потом придите на помощь – от доступной бани до доступных заработков».
Кстати, благодаря иностранным меценатам, во время работы проекта социальной реинтеграции бездомных граждан более 2500 из них получили «альтернативную регистрацию» и 610 человек обзавелись паспортом. 190 бомжей вылечились от туберкулеза, а 340 имеют теперь место для ночлега, 50 бездомных алкоголиков прошли программу реабилитации и улучшили свой образ жизни. Добавим, что общий объем финансирования со стороны ЕС на эту программу равен 295 тысяч евро. Для сравнения, городские чиновники на бродяг выделили из бюджета в этом году 200 тысяч рублей, а бизнесмены и того меньше – около 10 тысяч рублей, - говорит Егоров. По его словам, на бомжей пожертвования собираются плохо: «Нам как-то помогал один крупный петербургский ресторан, сотрудники которого кормили бездомных горячей едой. Владелец ресторана делал это лишь из сострадания, а не из коммерческих целей: он попросил нас ни в коем случае не указывать его питейное заведение в числе тех, кто занимается «подобным» делом».
Рената Горошкова,
Фонтанка.ру