Известный художник Михаил Шемякин сетует на большое количество «пиратских копий», которые создаются на основе работ художника. На прошедшей 9 ноября в ИТАР-ТАСС пресс-конференции Шемякин основную часть времени посвятил теме контрафакта.
От контрафакта страдают не только музыканты и фильмопрокатчики. От контрафакта в такой же степени страдают и художники. Михаил Шемякин рассказал, что группа людей занимается штамповкой фальшивок, которые впоследствии выдаются за его работы. Помимо непосредственно копий (очень низкого качества, как подчеркивает Шемякин), пираты производят и самопальные коллажи, созданные на основе работ художника.
Как заявил Шемякин, на территории России по крайней мере два человека занимаются подобного рода подделками. Первый – крупный московский бизнесмен, обладатель самой крупной коллекции работ, совладелец сети отелей. Второй – бывший хозяин крупной ювелирной галереи, с которой в свое время сотрудничал Шемякин.
По словам художника, одна из американских галерей несколько раз уже присылала Шемякину некие работы с просьбой подтвердить его авторство. Во всех случаях работы оказывались фальшивками, и во всех случаях галерея в качестве продавца этих работ называла упомянутого московского бизнесмена.
Шемякин рассказал, что не так давно встречался с ним, но последний заявил, что никакими работами художника не торгует; однако после этого разговора упомянутая американская галерея еще несколько раз ставила в известность художника о попытках бизнесмена продать, якобы, его – шемякинские – работы, которые на поверку оказывались подделками. Теперь Шемякин намерен еще раз встретиться с коммерсантом и «поговорить с ним серьезно».
Также художник рассказал об относительно недавнем прецеденте, когда во Франции были обнаружены и уничтожены сотни цветных фигурок из бронзы. Все фигурки были снабжены личным штампом Михаила Шемякина, но, по словам художника, он никогда не делал подобных скульптур. Хозяина галереи Патрика Карпантье, производившего эти скульптурки, после 5-летнего судебного разбирательства обязали выплатить несколько сотен тысяч евро в качестве штрафа, однако Карпантье объявил себя банкротом, и получение этой суммы стало невозможным.
Таким же результатом увенчался аналогичный судебный процесс, длившийся 8 лет («Мои суды всегда самые длинные, - отмечает Шемякин. – Адвокаты любят на мне зарабатывать»). Художник тогда судился с одной из европейских галерей, суд был выигран, и даже сам судья позвонил художнику домой с поздравлениями. Однако и в этом случае галерея, после вынесения судебного решения, объявила себя банкротом.
Что же касается суда с упомянутым Феликсом Комаровым, то, по словам Михаила Шемякина, г-на Комарова обязали выплатить 390 тысяч евро, но Комаров приехал к художнику, как подчеркнул сам Шемякин, чуть ли не в слезах и просил простить его. Сердце художника не выдержало, и Комаров был прощен, правда, с обязательством, что больше нигде и никогда не будет оперировать именем Шемякина и его работами, в противном случае, Шемякину придется взыскать с него положенные 390 тысяч плюс проценты, набежавшие за это время.
Сегодня Михаил Шемякин снова подозревает прощенного Комарова в производстве фальшивок и намерен довести дело до конца. «Если, конечно, Комаров внезапно не обанкротиться», - подытожил художник.
В качестве заключения стоит добавить, что Шемякин призвал коллекционеров, в случае приобретения его работ (или работ, которые выдаются за шемякинские) обращаться в Фонд Михаила Шемякина, где специалисты смогут дать окончательное заключение о подлинности «продукции» художника.
Михаил Кондратович,
Читайте материал в газете «Ваш тайный советник» за 13.11.06