Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Вузы отправили в автономное плавание

Вузы отправили в автономное плавание

196

Новый закон «О создании автономных учреждений», подписанный 4 ноября президентом РФ, вызвал резкую критику еще на стадии обсуждения как со стороны оппозиции, так и со стороны профсоюзов. Противники закона уверяли, что он приведет к бесплатной приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений образования, а также к ухудшению качества и росту стоимости обучения. Причем на одной лишь критике они не останавливаются, в Петербурге его противники уже в пятницу выйдут на митинг протеста. Такой реакции законы в России давно не вызывали. Чем же таким страшным грозит переход вузов на автономное управление?

Согласно новому закону, автономными учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные федеральными или региональными властями в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, занятости населения, физической культуры и спорта. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на правах оперативного управления, а финансирование их деятельности будет происходить за счет федеральных и местных бюджетов и прочих источников, не запрещенных законом.

Основная цель закона, по словам его авторов, состоит в том, чтобы предоставить автономным учреждениям больше самостоятельности в распоряжении имуществом и в осуществлении своих задач. Противники закона уверены, что самостоятельность превратится во вседозволенность. И именно слишком большой самостоятельности и боится общественность.

В петербургских вузах корреспонденту «Фонтанки» объяснили причину опасений. С введением автономности появляется опасность полного упразднения бюджетных мест в большинстве вузов и снижение спроса на услуги преподавателей, а это значит массовые увольнения.

Есть и другие причины, по которым закон вызывает протесты. «Научная общественность видит главную угрозу, в связи с принятием этого закона в том, что в случае перехода вузов в автономное управление, появляется возможность его приватизации, с последующим перепрофилированием, а этого конечно нельзя допустить», - сказал ученый секретарь Научного центра РАН в Петербурге Эдуард Тропп.

С другой стороны, как заметил Тропп, главы вузов постоянно жаловались, что они ограничены по финансовой смете, теперь им предоставляется свобода. Ну а за свободой естественно следуют риски.

Впрочем, приватизировать вуз будет не так просто. Как сказал председатель комитета по науке и высшей школе администрации Петербурга Александр Викторов, что касается приватизации, то тут все зависит от государства. «Для примера можно представить вуз с автономным управлением, как акционерное общество со 100% государственным капиталом, и приватизировать его или нет, решает государство», - сказал он.

«Новый закон действительно вносит существенные изменения в систему управления вузами, но не исключает и для образовательных учреждений статуса государственного. Просто теперь они могут выбирать автономное управление или государственное. На мой взгляд, автономное управление будут выбирать вузы, которые и сейчас активно выступают на рынке образования. Смысл в таком управлении появляется, только если более 50% дохода в бюджет вузов приносит собственная предпринимательская деятельность, в таком случае это будет действительно выгодно, так как при автономном управлении такой вуз может расширить свою предпринимательскую деятельность и зарабатывать больше», - отметил Викторов.

В целом можно сказать, что закон об «автономных учреждениях» вызывает больше вопросов, чем дает ответы. Как подчеркнул председатель комитета, вопросы финансирования учебного процесса и научной деятельности в автономных учреждениях должны быть решены так, чтобы для наших граждан не было разницы, какой вуз выбрать, и чтобы везде им были созданы все условия для научной и образовательной деятельности. Кроме того, государство должно определить какое образование все же будет в нашей стране – преимущественно платное или бесплатное.

Так что можно констатировать, что теперь необходимо принимать еще ряд решений, для того чтобы не нарушить баланс в сфере образовательной и научной деятельности.

Антон Канарейкин,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях