На строительство петербургского метро будут брошены все возможные силы, во имя его даже принесут жертвы. Узнав, что на некоторых станциях, таких как «Василеостровская», ситуация в «часы пик» доходит до критической – люди в метро либо не могут войти, либо входят, но со сломанными руками и ногами - глава города, засучив рукава, вплотную занялась этой проблемой. Волевое решение, которое не могли принять последние годы, было озвучено. Предварительно устроив всем разнос, губернатор во всеуслышание заявила: три дома, которые мешают строительству выхода из метро, будут расселены.
Проект развития петербургского метрополитена недавно был представлен президенту России Владимиру Путину, который на этой неделе заглянул в Смольный. Однако детального обсуждения всех текущих вопросов, связанных с этой темой, не было давно. Еще не до конца город и метрополитен «отошли» от проблемы перехода «Лесная» - «Площадь Мужества»: уж больно много сил положили на завершение этого участка. Однако на прошедшем совещании в центре внимания оказалось строительство новых станций метро. В частности, развитие Фрунзенского радиуса, станций «Спортивная» и «Адмиралтейская» уже неоднократно обсуждалось. Но ответственные за объекты так толком ничего и не сделали. В связи с тем, что в следующем году на метро выделяется 5 миллиардов из бюджета города и еще 900 миллионов из федерального, деньги решили потратить основательно. Однако по ходу совещания сложилось впечатление, что «основательно» Смольного и «основательно» строителей – понятия разные.
Все началось с хорошей новости – уже 20 декабря в городе откроется станция метро «Парнасская», следующая за «Проспектом Просвещения». Дальше было хуже. Во время обсуждения участка Фрунзенского радиуса от станции «Площадь Мира - 2» до «Волковской», который планируется ввести в 2008 году, выяснилось, что одна из промежуточных станций - «Обводный канал» - намечена к открытию не раньше 2009-го. А то и в 2010-ом году. И тогда чиновники попытались выяснить, почему не запустить ее тоже в 2008-ом.
- Там нужен наклонный ход на поверхность, его нужно строить три года, денег нет, - рапортовал глава «Метростроя» Вадим Александров.
- Там дом жилой. Его надо расселить, - добавил начальник метрополитена Владимир Гарюгин.
Это он сказал зря. «Да я три года слышу про этот дом! Что сделано? Почему вы не инициировали постановление о расселении? Где постановление! Вот если я его не подпишу, это уже другой разговор. Но у меня хватит решимости для того, чтобы подписать...сколько нужно денег? Миллиард? Да и 600 миллионов хватит! Но нужен миллиард – гарантирую! Вы просто этим не занимаетесь...», - заявила Матвиенко. Однако вице-губернатор Вахмистров все «проколы» и претензии, высказанные на совещании метростроевцам, взял на себя. Он думал, что промежуточные станции могут подождать, и сознательно ими не занимался. Александрову и Гарюгину это, правда, помогло не сильно.
Проблемы возникли и со станцией «Международная», которая продолжает ветку от «Волковской». «Там не ведутся работы!», - заявил Александров. По залу прошел ропот: «Да работаем...там много сделано...» «Да там едва начали...», - опроверг сказанное им прежде Александров. Чуть позже он снова зачем-то добавил, что «никто там ничего не прокладывает». Лишь левый тоннель был прокопан в 89-ом году.
«Да что вы мне мозги пудрите! Я сама приеду и просмотрю. Вы хоть между собой сначала договоритесь! - заявила Матвиенко. - Мы выделили приоритеты – Фрунзенский радиус до «Волковской», которая разгрузит Купчино, «Адмиралтейская» и «Спортивная»... а это вы за свои средства делать будете!».
По «Адмиралтейской» и «Спортивной», и правда, проблем немало. Напомним, что именно по поводу этих станций последние годы негодовала общественность – при почти достроенной подземной части для выхода на поверхность. И в том, и в другом случае необходимо сносить жилые дома.
Как сообщил Гарюгин, по «Адмиралтейской» было рассмотрено 18 различных вариантов со строительством вестибюля. Однако единственный возможный вариант – снос дома в Кирпичном переулке. Но в доме есть приватизированные квартиры, и с собственниками вопрос не могут решить уже больше 10-ти лет. Поэтому метростроевцы делают только подземную часть. «Мы к 2008-ому году завершаем внутренние работы, эскалаторы подводим к наклонному ходу...», - докладывали губернатору. Матвиенко, внимательно выслушав и расспросив о стоимости, неожиданно огорошила чиновников чуть ли не с издевкой: «Да, а толку-то, если наверх выхода не будет?...Вы куда деньги закапываете?!».
Напомним, что по вопросу сноса здания на Кирпичном переулке еще в 2004-ом году проходили общественные слушания. Тогда граждане скорее выступали за обеспечение гарантий, нежели были категорически против самого расселения. Со «Спортивной» на этот раз оказалось проще. Как доложил Гарюгин, после всех рассмотренных вариантов, в исторической части Васильевского острова удалось найти единственный дом, не подпадающий под охрану КГИОП. «А вы, Вера Анатольевна, ведите себя прилично!», - предупредила Матвиенко главу ведомства. Хотя данный вопрос уже фактически решенный. Ранее район вокруг улицы Съездовской на Васильевском острове буквально «трясли» скандалы – строители могли выбрать для сноса практически любой дом около Среднего проспекта В.О. И только недавно определились с выбором.
По словам главы города, с собственниками квартир все же договариваться придется. Потому что государственные нужды важнее. Так что больше проволочек не будет. Как отметила Матвиенко, построить станции к 2008-ому году, может, и не удастся. Но даже если их получится ввести только в последующих годах, расселением надо заниматься уже сегодня. «Час икс» наступит уже 1 декабря, когда будет подготовлено постановление о расселении всех трех объектов.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру