Главе Карелии Сергею Катанандову не удалось снять с себя ответственность за межэтнический конфликт, бушевавший в Кондопоге в начале сентября. В ходе телемоста с Кондопогой президент Владимир Путин пообещал губернатору «серьезный разговор». Сегодня Сергей Катанандов сожалеет, что президент раньше не смог до него дозвониться.
Накануне проведения телемоста с Кремлем в Кондопогу стянули несметное количество силовиков. Как рассказали корреспонденту «Фонтанки» очевидцы событий, автопатрули стояли еще на подступах к городу бумажников, досматривали едущие в город машины, тщательно проверяли документы водителей, интересовались целью приезда в Кондопогу. Во дворах ждали своего часа автобусы с сотрудниками милиции. По периметру парка, прилегающего к Дворцу искусств Кондопожского ЦБК, возле которого были установлены камеры, цепью стояли правоохранительные органы. У всякого, пытавшегося пройти к месту виртуальной встречи с Владимиром Путиным, тщательно проверяли документы на предмет наличия кондопожской прописки и осматривали лицо на благонадежность.
Поговорили с Путиным четверо жителей Кондопоги. Один из них – известный карельский лесоруб Илья Швецов, чемпион мира по валке леса, спросил президента о судьбе лесных угодий: планируется ли по новому Лесному кодексу передавать леса в частные руки? Путин заверил лесоруба, что закон о передаче лесных массивов в частные руки он никогда не подпишет. Также Путину пожаловались на трудности в работе сельхозпредприятий и скромный размер минимальной заработной платы.
Желающих сказать слово Путину в Кондопоге было немало, однако попасть в поле зрения президента оказалось крайне непросто. Как рассказал кондопожанин Юрий Захарнев, ему удалось прорваться к Дворцу только благодаря знакомому милиционеру. Но добраться до микрофона и задать вопросы президенту он так и не смог.
«Мы ждали этого телемоста, надеялись, что получим возможность донести до президента главное: нельзя сурово наказывать участников недавних беспорядков, против которых сейчас возбуждено уголовное дело. Это наши власти довели их до такого состояния, что люди решились устроить погромы», - говорит Захарнев. Но сказать все это президенту Юрию Захарневу так и не удалось.
По его мнению, все четыре вопроса, заданные Путину, были придуманы и согласованы заранее. Все, что можно было сделать, чтобы ни один незапланированный вопрос не прозвучал, чтобы власть ничем не была скомпрометирована, было сделано, - считает кондопожанин. Однако, как оказалось, власти предусмотрели не все. Подножку губернатору Сергею Катанандову подставила его соратница по партии, секретарь кондопожского отделения «Единой России» Татьяна Конашкина.
Женщина спросила президента: нужна ли такая местная власть, которая допустила беспорядки в Кондопоге? Можно предположить, что женщина имела в виду всего лишь местные кондопожские власти, но Путин понял ее по-другому. «Не нужна. Конечно, такая власть не нужна», - согласился президент. Он сообщил, что также не нужны ни провокаторы, ни коррупционеры. Напомнил о примерно наказанных за Кондопогу силовиках – отстранены от занимаемых должностей руководители местного МВД, Управления ФСБ и республиканский прокурор. А затем обрушился на карельского губернатора Сергея Катанандова. «К сожалению, несколько раз пытался связаться с вашим председателем правительства... руководителем - он то в самолете, сейчас вот в отпуске...», - сокрушался президент и пообещал главе Карелии «серьезный разговор».
Сергей Катанандов, отдыхающий сейчас не то в Португалии, не то в Чехии (местные жители поговаривают, что в Карловых Варах у карельского губернатора есть собственный гостиничный бизнес) немедленно выразил сожаление, что оказался недосягаемым для президента. Он сообщил, что ситуация в Карелии спокойная, и «поэтому он счел возможным уйти в отпуск».
Чем закончится для Сергея Катанандова обещанный Путиным «серьезный разговор», можно только предполагать. Слухи о возможной отставке губернатора и замене его на Андрея Нелидова, представляющего сейчас Карелию в Совете Федерации, роятся в околополитических кругах республики давно. В карельском правительстве, правда, продолжают надеяться, что кондопожская «гроза» пройдет стороной, не задев губернаторского кресла.
Татьяна Прокопенко,
Фонтанка.ру