Трагедия с рязанскими десантниками, в колонну которых врезался пьяный водитель, заставила власти всерьез задуматься над ужесточением наказания за вождение в пьяном виде. Причем настолько, что в среду по итогам заседания комиссии по безопасности движения при правительстве РФ принято окончательное решение о введении уголовной ответственности за это правонарушение. Проект соответствующих поправок в Уголовный и Административный кодексы будет внесен в Госдуму уже в ноябре.
Уголовную ответственность за вождение в пьяном виде – в независимости, произошло ли ДТП по вине пьяного водителя или нет – предложили ввести министр обороны Сергей Иванов и глава Совета Федерации Сергей Миронов. По мнению высокопоставленных чиновников, угроза сесть в тюрьму заставит любителей выпить отказаться от желания «прокатиться подшофе».
На данный момент кодекс об административных правонарушениях предполагает только административное наказание за вождение автомобиля в пьяном виде и лишение прав, в том числе и за отказ от освидетельствования. А уголовная ответственность водителя предусмотрена лишь в том случае, если участники ДТП получили тяжкие телесные повреждения. Однако серьезность проблемы доказывают цифры, приводимые ГИБДД. Только за прошлый год нетрезвые водители стали участниками 20 тысяч ДТП, а всего сотрудники ГИБДД в 2005 году останавливали около миллиона водителей, решивших покататься «под мухой». Однако, несмотря на статистику, которая вроде бы доказывает, что ужесточать ответственность за вождение в нетрезвом виде необходимо, новую инициативу многие встретили в штыки.
Как заметил депутат петербургского ЗакСа, глава комиссии по законности и правопорядку Аркадий Крамарев, такая мера не очень целесообразна. «Это ведь неумышленные преступления, и предотвратить их такими мерами почти невозможно. Кроме того, на мой взгляд, административной ответственности за вождение в нетрезвом виде вполне достаточно, а за тяжкие последствия уголовная ответственность уже есть, и ужесточать ее не стоит», - сказал он. Кроме того, по мнению депутата, здесь есть еще один аспект. «Мы постоянно стараемся заменить как можно больше наказаний, подлежащих уголовной ответственности за преступления, - административной ответственностью. Поэтому предложение сажать в тюрьму пьяных водителей не соответствует заявлениям руководства РФ о необходимости декриминализации общества», - подчеркнул Крамарев.
Еще более жестко высказался по данной проблеме председатель петербургского отделения Всероссийского общества автомобилистов Дмитрий Троян. «Введение уголовной ответственности за вождение в нетрезвом виде в том варианте, как это предлагается сделать сейчас, приведет только к дополнительным поборам и взяткам на дорогах», - заявил он.
«Конечно я, как и любой законопослушный автомобилист, за введение более жесткого наказания для пьяных водителей, и такая мера могла быть оправданной, если бы разработчики поправок озаботились созданием четкого критерия пьянства. Но сейчас этого нет. Не определено, сколько промилле должны обнаружить в крови водителя, чтобы признать его пьяным. Поэтому сотрудники ГИБДД смогут обвинять в пьянстве всех водителей поголовно и сажать в тюрьму!» - поделился своими опасениями Троян.
Россия – это не только Питер или Москва, заметил Троян, в глубинке, например, зачастую даже не знают, что такое права или техосмотр, и катаются просто так. Поэтому во многих регионах страховые компании закрывают свои офисы по продаже полисов ОСАГО, так как здесь просто никто не думает о необходимости покупки полисов. В сельской местности найти трезвого человека за рулем практически нереально, и как планируется бороться с этим злом, неясно. «Поэтому я не думаю, что эта мера будет эффективной и поможет снизить количество пьяных водителей на дорогах России. Тут надо бороться не с нетрезвыми водителями, а с тем, что нация спивается», - подвел итог своим размышлениям Троян.
Между тем, как заметили корреспонденту «Фонтанки» петербургские врачи-наркологи, даже сравнительно небольшая доза алкоголя в крови сказывается на реакции. Например, концентрация в 0,2-0,5 промилле затрудняет оценку скорости движущихся источников света и их размер, что не позволяет водителю оценить расстояние до приближающейся машины. А при содержании в крови 0,5-0,8 промилле (для этого надо, например, выпить 2 бутылки пива) глаз человека медленнее адаптируется к разным типам освещения. Поэтому пьяному водителю будет сложнее реагировать на ситуацию на дороге при проезде под фонарями. И он будет хуже воспринимать красный цвет, что особенно важно, так как стоп-сигналы у машин и запрещающий свет светофора именно красный. «Сложно сказать, оправдана ли мера с уголовной ответственностью за вождение в нетрезвом виде, но то, что садиться за руль пьяным нельзя, должны понимать абсолютно все», - сказал один из врачей.
Антон Канарейкин,
Фонтанка.ру