Новая тарифная политика телефонных операторов навязала фиксированный платеж даже выбирающим повременку. Зато в объеме трафика не будут учитываться модемные соединения.
Порядок расчета тарифов и тарифных планов на услуги местной телефонной связи был утвержден Федеральной службой по тарифам (ФСТ еще 5 сентября), но только неделю назад его зарегистрировал Минюст РФ. Основной принцип новой методики – «установление обязательных тарифных планов не должно сопровождаться увеличением (уменьшением) доходов операторов связи и соответственно общих расходов потребителей». Смогут ли ПТС (Петербургский филиал ОАО «Северо-Западный Телеком») и тарифное ведомство найти «золотую середину»? И будет ли соблюдено предусмотренное законом право абонента выбирать между повременной и абонентской системой оплаты?
Молчание – золото
В качестве дополнительного к повременному платежу пользователям вменили тариф «за предоставление в постоянное пользование абонентской линии», то есть обязательный платеж, который владелец телефона должен будет вносить, даже если за весь месяц им ни разу не воспользовался (законодательство такого тарифа не предусматривает). Согласно официальному тексту приказа ФСТ, тариф на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии включается при любой системы оплаты телефона – повременной, абонентской или комбинированной. Эти средства должны компенсировать затраты по обслуживанию части сети электросвязи – абонентского комплекта на узле связи, аппаратуры уплотнения, магистральных и распределительных кабелей, распределительных шкафов и коробок, абонентской проводки, канализаций, опор и др.
Это логичное обоснование противоречит другим пунктам того же приказа. Во-первых, постоянная плата рассчитывается как сумма затрат и нормативной прибыли оператора. То есть каждый абонент, внося предположительно 100-130 рублей в месяц, может честно заявить, что платит за себя и еще дает ПТС на «хлеб с икрой». Но тогда не ясно, за что же берут еще плату за повременку или т.п.? Во-вторых, согласно тому же приказу спорная плата «на период доведения тарифов до уровня, позволяющего компенсировать экономически обоснованные затраты и возмещать нормативную прибыль, устанавливается с учетом сохранения элементов перекрестного субсидирования...». То есть 130 рублей в месяц якобы не компенсируют затраты, а недостача компенсируется за счет тарифов на другие услуги (в том числе платы за минуты).
Помогите, абоненты добрые ...
Законность введения обязательного платежа уже оценивалась Верховным Судом России. Гражданин Владимир Абрамочкин оспорил включение в перечень регулируемых государством тарифов услуги «постоянное пользование абонентской линии». Вызванные в суд юристы Мининформсвязи России объяснили, что абонентская линия служит не только для передачи голосовых сообщений, но и для передачи сообщений электросвязи, содержащих служебную информацию, позволяющую осуществлять техническое сопровождение процесса оказания услуги. «Даже при отсутствии телефонных соединений по абонентской линии осуществляется передача сигнального трафика между оконечным пользовательским оборудованием абонента и средствами связи оператора связи, что является деятельностью по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи», – уверяют специалисты связного ведомства. То есть граждане должны платить за услуги, которыми не пользуются! Но суд такие доводы признал обоснованными.
Акционеров руководство ОАО «Северо-Западный Телеком» уверяет, что введение системы повременной оплаты соединений может привести к снижению доходов компании. В случае выбора абонентами повременной системы СЗТ будет недополучать часть прибыли, которую имел бы при условии, что абонент находится на безлимитной системе с высокой абонентской платой. В настоящее время рентабельность продукции (продаж) телефонного монополиста составляет 28,5 процентов, причем за год она увеличилась почти в четыре раза.
Запутанная паутина
При определении объема (продолжительности) местных телефонных соединений не учитываются соединения по оказанию телематических услуг и/или услуг по передаче данных, а также оплачиваемые операторами связи по ценам на услуги по пропуску трафика. То есть все звонки на модемные пулы провайдеров Интернет останутся для звонящих бесплатными.
Это единственное логичное положение методики, т.к. с 1 июля сами провайдеры платят ПТС 18 копеек за минуту работы клиента в сети. Это, по данным аналитиков, привело к росту тарифов на dial-up в 1,5 раза и двукратному сокращению объема модемных соединений. В любом случае выиграла ПТС: либо за счет получения денег от провайдеров, либо за счет предоставления собственных услуг ADSL. В отчете ОАО «СЗТ» за II квартал эксперты компании указывают, что изменение системы оплаты повлечет повышение тарифов провайдеров коммутируемого доступа в Интернет в среднем на 40 %, а сам оператор ожидает значительного перетока абонентов, ранее пользовавшихся услугами коммутируемого доступа, на услуги широкополосного доступа. Но выбравшие «безлимитный» тариф абоненты в любом случае будет платить за связь с провайдером (последний включает 18 копеек в тариф).
Павел Нетупский,
специально для Фонтанка.ру