Информация о гибели «уникальных материалов» "Ленфильма" оказалась сильно преувеличенной. На помойке оказались не уникальные кадры, а "неоднократно использованные срезки, дубли, рабочий позитив, цветоустановочные ролики и т.д.", - заявляет гендиректор киностудии.
«Информация о гибели «уникальных материалов» оказалась сильно преувеличенной. На поверку оказалось, что к разборке накопившихся в монтажном цехе рабочих материалов (которые были сложены в коробки в цехе, а не «выброшены на помойку»), предназначались неоднократно использованные срезки, дубли, рабочий позитив, цветоустановочные ролики и т.д.», - заявил сегодня генеральный директор киностудии «Ленфильм» Андрей Зерцалов, комментируя вышедшие в СМИ материалы об уничтожении работниками киностудии уникального архива.
«Во время проходящего сейчас ремонта рабочие выкинули на свалку огромное количество бобин со старой и, видимо, в их понимании, ненужной пленкой. Те, кто их нашел, рассказывают, что там есть просто уникальные кадры», - писал 17 октября «МК».
«Как только мне стало известно, что на «помойку» были выброшены «уникальные материалы», я приказал создать комиссию по расследованию этого инцидента. У меня, старого ленфильмовца, сердце екнуло – неужели? Опять – что имеем, не храним, потерявши, плачем?» - признается Андрей Зерцалов в своем заявлении. Однако, по его словам, тревога оказалась ложной.
По словам директора «Ленфильма», им была сформирована комиссия (во главе с начальником производства киностудии Ю.Н. Сергеевым), в которую вошли специалисты монтажного цеха (начальник И.П. Монахов). Результаты работы комиссии показали, что уникальность этих материалов преувеличена – это копии подготовительных материалов к монтажным лентам режиссеров Игоря Алимпиева и Олега Ковалова.
«Спору нет – уникальные материалы должны храниться, изучаться, реставрироваться и т.д., а подготовительные, технические, не несущие самостоятельной исторической ценности – вряд ли. Это все равно, что хранить пенопластовую бутафорию, которая снималась в ленфильмовских картинах – она живет лишь в съемочный период. Представьте себе, если бы на «Ленфильме» хранилось все, что использовалось в съемках за почти девять десятилетий – декорации, бесчисленная переписка, счета, промежуточные дубли, срезки и т.д. Думаю, съемочный процесс был бы парализован уже через несколько лет после такого рачительно хранения», – считает Зерцалов. Как говорится в заявлении руководства киностудии, поддерживает уверенность в неуникальности «выброшенных» материалов и известный киновед Петр Багров. Именно при помощи Багрова совсем недавно «Ленфильм» передал на вечное хранение в «Госфильмофонд» уникальные киноматериалы к фильмам «Маскарад» и другие архивные материалы, так что его можно считать специалистом в этом вопросе.
В истории «Ленфильма» действительно случались утраты важных материалов. «Да, утраты случаются, и это прискорбно. Следует делать все, чтобы УНИКАЛЬНЫЕ материалы, фотографии, рукописи, пленки – НЕ ГОРЕЛИ. Но раздувать костер там, где нет даже дыма – лишнее», – говорит генеральный директор киностудии.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру