Осенний рейд отряда Сулима Ямадаева на мясоперерабатывающий завод «Самсон» надолго запомнился петербуржцам. В результате был зверски избит генеральный директор предприятия Хамзат Арсамаков, у которого вооруженные соплеменники требовали подписи под правоустанавливающими документами на десятки гектаров земли, занимаемые предприятием.
ГРУбая сила
Скандал федерального уровня закончился возбуждением уголовного дела по разбою, арестом четырех сотрудников коммерческой фирмы «Салолин», ведущей с «Самсоном» длительную тяжбу, которые непосредственно принимали участие в вымогательстве прав собственности. Губернатор города Валентина Матвиенко, пожалуй, единственная публично дала оценку произошедшему: «Мало им не покажется!».
Уголовное дело, находящееся в производстве Главного следственного управления при ГУВД, недавно было передано в военную прокуратуру. А это значит, что установлены конкретные военнослужащие, принимавшие участие в нападении. Нам удалось выяснить, что в материалах дела фигурируют не просто военнослужащие, а сотрудники Главного разведывательного управления Министерства обороны, действовавшие заодно с бойцами Ямадаева!
Между тем, история взаимоотношений служащих ГРУ и «Самсона» началась давно. В период яркого обострения хозяйственного спора с «Салолином» руководство «Московского индустриального банка», являющегося фактическим хозяином «Самсона», пригласило сотрудников спецназа 22-й ростовской бригады ГРУ для защиты своих интересов. Дело в том, что питерцы, являющиеся сотрудниками спецназа, отвоевали всю вторую чеченскую кампанию и лично знали близких родственников многочисленной семьи Арсамаковых. Московским банкирам, как и лично генеральному директору Хамзату Арсамакову, нужен был бренд ГРУ для защиты от «Салолина», собственники которого также чеченцы. Задачу спецназ ГРУ выполнил, встав стеной на страже Арсамаковых. Однако вскоре возникли разногласия между сотрудниками ГРУ и «Самсоном». Очевидно, это было вызвано тем, что спецназ знал больше, чем положено вахтерам, на должности которых и был оформлен. Со спецназом деликатно расстались.
Тем не менее, война с «Салолином» продолжалась. Бились за десятки миллионов долларов как минимум! И тут Хамзат Арсамаков, по слухам, привлек для решения спорных вопросов Мовлади Байсарова — опального командира службы безопасности Ахмада Кадырова, ныне находящегося в международном розыске и имеющего кровников по всей Чечне. В марте 2006 года Мовлади Байсаров на стороне «Самсона» встречался в Москве с представителем «Салолина» Михаилом Амировым и требовал переписать спорные участки земли в пользу «Самсона».
Как результат «стрелки» - стрельба в воздух в центре Москвы. При этом Байсаров прикрывался именем Рамзана Кадырова и светил какими-то документами прикрытия центрального аппарата ФСБ. Очевидно, приезд Ямадаева в Петербург 15 сентября этого года явился ответной акцией на разговор в резких тонах с «Салолином». По информации МВД, московские сотрудники ГРУ обратились к питерским коллегам, которые в свое время несли вахту на «Самсоне», с просьбой организовать встречу Ямадаева и Арсамакова. Те согласились.
«Восток» спрятали на востоке?
15 сентября на предприятие «Самсон» вошли сотрудники спецназа ГРУ вместе с московскими коллегами, представителями «Салолина» и несколькими подчиненными Ямадаева, снявшими охрану. Без шума вошли в кабинет Хамзата Арсамакова и сообщили, что вскоре прибудет VIP-переговорщик, не нуждающийся в рекомендациях. Сулим Ямадаев подъехал через полтора часа в окружении личной охраны и десяти вооруженных чеченцев бригады «Восток».
Рассказывают, что практически сразу Ямадаев объявил, что помощники в беседе ему не нужны, и корректно попрощался с сотрудниками ГРУ, поблагодарив их за сотрудничество. А через полчаса уже были слышны крики и звон разбитого стекла. Не дожидаясь чрезвычайных последствий, сотрудники ГРУ покинули предприятие заблаговременно, так как, в отличие от чеченцев, они были не вооружены, и рычаги давления на Ямадаева у них отсутствовали.
Через некоторое время после возбуждения уголовного дела некоторые конкретные фамилии грушников оказались в протоколах допросов. А само уголовное дело перекочевало по подследственности в военную прокуратуру. Как мы помним, сразу же после скандала в СМИ всех уровней промелькнула информация о том, что чеченский отряд батальона «Восток» был направлен в Ливан в качестве миротворцев. По нашей информации, среди бойцов-ливанцев находятся спрятанные таким образом участники нападения на «Самсон». Но мало кто знает, что сотрудники спецназа ГРУ, готовившие эту встречу, которая закончилась таким неожиданным образом, также отправлены нести миротворческую миссию за пределы России — в Абхазию.
Понятно, что задача у военной прокуратуры сложная. С одной стороны, надо раскрывать до конца и передавать дело в суд. С другой — не очень хочется на политическом уровне трогать фигуру Ямадаева. В случае же оказания давления на сотрудников ГРУ и привлечения их к уголовной ответственности, они, наверное, не захотят быть крайними и могут точно указать в протоколах допросов тех, кто избивал Арсамакова. В таком случае опять всплывает фамилия Ямадаева. И вновь тупик.
Нам кажется, что за весь этот «банкет» придется отвечать арестованным представителям «Салолина», и только. Ведь они-то точно не назовут ненужных имен. Во-первых, много родственников осталось в Чечне. Во-вторых, наверняка за изменение их статуса бьются не простые силы, в интересах которых побыстрее замять эту историю.
Егор Иванов
Полностью материал читайте в сегодняшнем номере «МК».