Количество магазинов «шаговой доступности», которые городские власти собираются открыть в районах, плохо обеспеченных продовольственной инфраструктурой, стремительно сокращается. Если ранее чиновники говорили об адресном списке примерно из 200 магазинов, то теперь в планах КЭРППиТа открыть в городе не более сотни торговых точек. Эксперты считают, что программа специально уготована для сетевых магазинов и вряд ли сможет заметно изменить ситуацию с хронической нехваткой продуктовых магазинов в отдельных районах Петербурга.
Сегодня зампредседателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Николай Архипов рассказал журналистам подробности потерявшего обещанный размах потребительского проекта Смольного. Уже на следующей неделе программа магазинов «у дома», в которых запретят торговать крепким спиртным, будет представлена на одобрение городского правительства.
Как сообщил Архипов, предприниматели, пожелавшие участвовать в программе, могут претендовать на 50-процентную субвенцию из городского бюджета. Ее размер будет рассчитываться в зависимости от того, в каком районе города расположен магазин. Субвенция предусмотрена для помещений площадью не более 150 квадратных метров. Всего на эти цели в городском бюджете в следующем году заложено 20 миллионов рублей. Вписаться в программу могут и собственники помещений, которым город готов предложить компенсацию по оплате половины стоимости аренды для помещения, опять же, в 150 квадратных метров. Стоимость аренды будет дифференцироваться в зависимости от района и, по словам Архипова, составит от 250 до 100 у.е. за квадратный метр в год. Сто магазинов расположатся в 70 так называемых «депрессивных зонах» во всех районах города, где наблюдается нехватка продовольственных магазинов.
Отбирать участников программы будет комиссия КУГИ. Преимущество получат те предприниматели, которые запросят меньший объем бюджетной помощи и, соответственно, меньший объем компенсаций. Главные условия, которые выдвигают предпринимателям чиновники, – не взвинчивать цены и продавать продукцию местных производителей, чтобы ее доля в ассортименте составляла не менее 70 процентов.
Архипов сообщил, что на участие в конкурсах уже подано 16 заявок. Причем, если ранее чиновники декларировали, что программа «шаг от дома» разработана специально для малых предпринимателей и может стать шансом для них получить поддержку от города, то теперь утверждают, что «малому бизнесу она будет неинтересна».
«Малый бизнес не пойдет на это, - признал зампредседателя КЭРППиТа. - Поскольку в магазинах «у дома» будет запрещено торговать крепким спиртным, крупным торговым сетям это тоже не интересно. Мы ожидаем, что программа будет востребована несетевыми торговыми организациями. И правила будут жесткие, «вылететь» из программы будет очень легко».
«Сложно сомневаться в том, что вся эта программа целиком разработана для сетевиков, - считает представитель ассоциации торговых предприятий Яна Боровицкая. - Магазин, который работает без подакцизных товаров, заведомо неконкурентоспособен. Сейчас крупные сети фактически позиционируют себя как магазины «у дома», они предлагают широкий ассортимент и невысокие цены. Зачем же тогда покупателю идти в магазин с неполным ассортиментом? Кроме того, если уж говорить о программе обеспечения всех районов города магазинами в 10 минутах от дома, то 100 новых маленьких магазинов для целого города будет явно недостаточно. Особенно это касается районов новостроек, где наблюдается дефицит продуктовых магазинов».
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру