Федеральная служба безопасности регламентировала порядок работы с сообщениями граждан, в том числе анонимными. Таким образом, российские спецслужбы сделали еще один шаг к возрождению советского института так называемых сексотов – секретных сотрудников, в просторечии именуемых стукачами. Соответствующий приказ был зарегистрирован в Минюсте 9 октября.
ФСБ регламентировала порядок работы с сообщениями граждан, в том числе анонимными. Таким образом, российские спецслужбы сделали еще один шаг к возрождению советского института так называемых сексотов – секретных сотрудников, в просторечии именуемых стукачами.
Соответствующий приказ директор Федеральной службы безопасности Николай Патрушев подписал еще в мае, но только 9 октября он был зарегистрирован Минюстом РФ и вступит в силу после официального опубликования.
Нетелефонное право
Изменения в инструкции под сложным названием ("По организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности") приняты в связи с введением единого порядка работы с сообщениями во всех федеральных ведомствах.
Сообщением о преступлении является только документированные самим подателем сведения – заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт и т.д. Все поступившие по почте и даже собственноручно подписанные документы считаются «иной информацией о преступлениях и событиях». В эту категорию включены и телефонные звонки, телеграммы, факсы и сообщения по электронной почте.
Как бы сообщение ни поступило, органы обязаны на него реагировать. Правда, есть оговорка: получив сообщение, не требующее немедленных действий (выезда на место происшествия, принятия мер к предотвращению или пресечению преступления и т.д.), дежурный сотрудник спецслужбы «предлагает заявителю прибыть для подачи заявления или направить заявление по почте». Отказ последнего, согласно инструкции, не освобождает оперативника от обязанности реагировать на нее.
В приемной добросовестного гражданина, осмелившегося сообщить о готовящемся террористическом акте или ином преступлении, ждет сюрприз. Прежде, чем начинать действовать, дежурный будет кропотливо заполнять протокол, предупредив заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (статья 306 Уголовного кодекса РФ – до 6 лет).
Что, где, когда
Анонимные заявления о преступлениях также регистрируются. В инструкции сделана оговорка, что они проверяются «при необходимости».
А вот газеты ФСБ смотреть теперь, видимо, не будет. В прежней редакции инструкции органы дознания или следователь по поручению прокурора проводили соответствующую проверку по распространенному в средствах массовой информации сообщению о преступлении. Теперь это пункт вообще исключен.
Зато у граждан есть возможность обращаться на Литейный с любыми жалобами, даже если они никак не касаются террористов, шпионов, заговорщиков... Все заявления, даже самые нелепые, должны регистрироваться. Если после проведенной проверки признаки преступления вообще отсутствуют, то ФСБ откажет в возбуждении уголовного дела. Если проверяющие сочтут, что преступление было (будет) совершено, но это не компетенция спецслужбы, то дело передается по подследственности (в другое ведомство). Копию постановления о передачи дела высылают заявителю.
Антон Одынец,
специально для Фонтанки.ру