Марафон под названием XVI-й Международный фестиваль «Балтийский дом» завершился. Результат оказался неожиданным – несмотря на неоднократные заявления организаторов о преобладании в этом году «польского акцента», самый концептуальный театральный фестиваль Петербурга отдал предпочтение Литве.
О его характере говорят много. Фестиваль и добрый, и душевный, и открытый. Сам Някрошюс неоднократно повторял, что «у петербургского фестиваля есть душа», мол, в отличие от «механических» фестивалей, где «сыграл – уехал», здесь «с тобой потом здороваются». Действительно, театральный Петербург похож на маленький уютный серпентарий – здесь все друг друга знают и любят.
Несмотря на то, что фестиваль неконкурсный, призы все же вручаются – четыре изящных «Фонарщика» уедут в скором времени к новым хозяевам.
Сердце патриарха «Балтийского дома» Льва Гительмана покорил спектакль литовского Малого театра «Три сестры». Что же, давний друг фестиваля режиссер Римас Туминас в очередной раз привез в город на Неве свою премьеру и не ошибся. Игра со временем (а в современных «Трех сестрах» действие переносится из будущего в безвозвратно далекое прошлое), новая интерпретация некоторых персонажей, трагедия исчезновения рода – вернули Чехова для другого поколения, времени и зрителей. Нужно сказать, большинство спектаклей XVI Международного фестиваля Балтийский дом рассчитаны на молодое поколение. Большинство же представителей творческой интеллигенции не понимают и не желают понимать современное искусство.
Приз дирекции фестиваля получил Национальный театр Польши из Варшавы. Детективная история мэтра польского авангарда Витольда Гомбровича «Космос» о двух молодых людях, столкнувшихся с вечными вопросами: «Где границы наших возможностей?» и «Что способен изменить человек?» – оказалась близка высокому жюри. Правда, говоря об этом спектакле, организаторы не удосужились обосновать причину своего выбора чем-то кроме «польского акцента» фестиваля.
Зрители же отдали предпочтение латвийскому спектаклю «Долгая жизнь» Алвиса Херманиса. Петербуржцам тема спектакля близка, ведь привести в наш город постановку о сосуществовании людей в коммунальной квартире, все равно, что приехать в Тулу со своим самоваром.
Не обошли вниманием и «Фауста» Эймунтаса Някрошюса. Журналисты оказались поклонниками творчества великого режиссера и отдали ему приз аккредитованной прессы. Решение весьма спорное, как и все на этом фестивале. Споры после спектаклей доводили людей до белого каления, многие готовы были драться, отстаивая свое мнение.
По мнению самих организаторов, XVI-й Международный фестиваль «Балтийский дом» оказался одним из лучших за последние годы. Это неудивительно – впервые они обошлись без потерь и смогли привезти все спектакли, которые хотели. Каким будет следующий, пока не ясно, но планка установлена высокая.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру