Убийство обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской потрясло многих. Это преступление стало новостью номер один на страницах не только с российских, но и мировых газет. Звучат различные версии, начиная от причастности к ее убийству Кремля и личной мести премьера Чечни Рамзана Кадырова, до обычного. Ее смерть оставила много вопросов. Ответы должна дать генпрокуратура.
Убийство журналиста, обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской потрясло многих. Это преступление стало новостью номер один на страницах не только с российских, но и мировых газет. Звучат различные версии, начиная от причастности к ее убийству Кремля и личной мести премьера Чечни Рамзана Кадырова, до бытового. Ее смерть оставила много вопросов. Ответы должна дать генпрокуратура.
По совпадению, в день гибели Политковской праздновал свой пятьдесят четвертый день рождения тот, кому как гаранту были направлены ее статьи – президент России Владимир Путин.
Первые комментарии, первые же подозрения были направлены в сторону его окружения. Ведь Политковская писала о том, что неладно в российской действительности: коррупции, похищениях, пытках, несправедливости. Некоторые поспешили за дивидендами от этого громкого убийства. Вездесущий лондонский беглец Борис Березовский стразу же очертил список подозреваемых – «люди близкие к президенту Путину».
Следующим в списке подозреваемых стал премьер Чечни Рамзан Кадыров. «Новая газета», где работала Анна Политковская, на страницах своего издания выдвинула две основные версии убийства журналистки. По мнению редакции, к ее смерти причастен либо премьер-министр Чечни, либо люди, которые хотят, чтобы подозрение пало на него (сам Рамзан Кадыров, после того как стало известно о смерти Политковской, заявил, что потрясен этим преступлением).
Так «целились» ли в сторону Кремля те, кто убил Анну Политковскую? Логично было предположить, что именно в эту сторону будут направлены все проявления недовольства и подозрения. Ведь Политковская принадлежала к числу последовательных критиков действующей власти, и самое простое - заподозрить тех, кто ее критиковал.
Может быть, частью чьего-то коварного замысла является гуляющая по интернету «справка» под грифом «секретно» «О попытках Невзлина Л.Б. дестабилизировать обстановку на территории РФ». Авторы этой «справки», публикация которой датирована 07 апреля 2005 года (день в день, ровно через полтора года Анны не стало), выдвигают версию, что олигарх Невзлин, скрывающийся от российской Фемиды в Израиле, готовил переворот, поводом к которому якобы должно было стать физическое устранение Политковской. После этого на улицы Москвы должны выйти 100 тысяч недовольных либералов, а к власти прийти «спаситель отечества».
После прочтения этого сценария невольно возникают ассоциации с гибелью журналиста Георгия Гонгадзе, ставшей одним из поводов известных «оранжевых» событий на Украине и стоившей кресла президенту Леониду Кучме.
Подлинность появившейся в интернете «справки» вызывает сомнения. Любой политолог может подтвердить, что никакого революционного движения в России в одночасье не возникает. Сомнительно, что убийство, даже самого известного и уважаемого человека, способно вывести на улицу революционные массы (про гаранта, не дай бог, говорить не будем). Не в той стране живем... Нет в России и единого и мощного либерального движения. Те партии и общественные организации, которые сейчас существуют, разобщены и неспособны в революционном порыве объединиться под одного лидера.
«Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». Если в интернет кто-то что-то сливает, значит, это кому-то выгодно. Только вопрос кому? В качестве источника этой «справки» приводится ссылка на один из одиозных сайтов. Может быть, эта «справка» – маленькая доля в спецоперации. А может - просто чья-то злая шутка и не больше.
А народ все же вышел на площадь. «Мы решили собраться». В субботу вечером стали поступать десятки звонков, каждый из которых начинался с этой фразы. Не смотря на проливной дождь в воскресенье, у Соловецкого камня в центре Петербурга собрались те, кого затронуло это циничное убийство до глубины души. Собрались общественные деятели, политики, коллеги Политковской по перу. На Троицкую площадь пришли около трехсот человек. Пафосных речей не звучало. На постаменте камня не осталось свободного места, - везде свечи и цветы. Убийство потрясло многих, заставило сблизиться хотя бы на время даже непримиримых оппонентов.
Повлияет ли убийство журналиста на расстановку политических сил в стране? Можно однозначно ответить: нет.
Когда корреспонденту «Фонтанки» позвонили и сообщили о смерти журналистки, в тридцати метрах от него на пристани у Медного всадника стоял президент. Ему 54, «локомотив» реформ движется к светлому будущему, а катер ждет на пристани, чтобы отвести своего «капитана» к праздничному столу в Константиновский дворец. Наверное, он уже знал о гибели журналистки. Ведь он должен знать все, что происходит в стране. Правда, от «именинника» до сих пор и не последовало никакой реакции.
Алексей Яушев,
Фонтанка.ру
Фото: Павел Викторов