Нынешняя суббота для Петербурга непростая. Для тех, кто до сих пор еще не отметил этот день в своем календаре красным цветом, напоминаем: сегодня день рождения президента Владимира Путина. А значит, как говорится, – Путин в городе. В связи с этим в Питере радостное оживление, пробки и таинственный кортеж с именинником, летящий по «явочным» петербургским адресам.
«Фонтанка» не входит в избранный круг «явочных» адресов, но с удовольствием присоединяется к поздравлениям. Сегодня на нашем интернет-ресурсе российского президента поздравляют Вера Гуревич, школьная учительница Путина, а также московский журналист Сергей Доренко, давний знакомый Владимира Владимировича, съевший с ним, по собственному признанию, «не один пуд пирожков».
Первой по старшинству слово предоставляется Вере Гуревич, бывшему классному наставнику президента – кстати, автору книги воспоминаний «Владимир Путин. Родители. Друзья. Учителя».
– Вера Дмитриевна, как вы относитесь к появлению в городском экскурсионном «меню» маршрута «по путинским местам»?
– Экскурсии по «путинским местам» напоминают мне прежние паломничества по ленинским местам. Я лично этого не одобряю, и мне кажется, что Владимир Владимирович, найдись у него время над этим задуматься, тоже бы не одобрил. А-то какой-то культ личности получается. Я твердо убеждена: в истории должно повторяться только то, что рационально, а не то, что нелепо, и, пожалуй, только дискредитирует Путина
– Но ведь вашу книгу, изданную в аккурат под президентские выборы 2004 года, многие тоже восприняли как начало создания официальной глянцевой «путинианы»...
– Моя книга о Путине – вовсе не хвалебная ода, а отражение того, как все происходило в действительности. На презентации книги в 2004 году присутствовали мои ученики – поэтому я не могла написать неправду, они первые бы меня спросили: Вера Дмитриевна, зачем вы все это придумали? Все, что я написала, я пропустила через свой ум, свою душу.
Я показала в своих воспоминаниях живого человека – и у него были срывы, он оступался. Мне кажется, и родители мальчика, Владимир Спиридонович и Мария Ивановна, не всегда могли дать ему то, что он заслуживал. А у самого мальчика душа была неуемная – походы, борьба, друзья, песни под гитару...
Свою книгу я писала, прежде всего, для подростков – чтобы на живом примере показать, как можно сделать себя, перебороть в себе все, что тянет вниз и стать хорошим человеком. А, может – даже президентом...
Из книги Веры Гуревич:
...Это был мальчик маленького роста, бледнолицый – с глубоко посаженными серого цвета глазами, над глазами яркие черные брови, что очень разнилось со светлыми волосами. Про себя я называла его светлоголовым, что впоследствии оправдалось.
– Вера Дмитриевна, в своих воспоминаниях вы пишете о том, что одно время будущий президент любил общество уличной шпаны. Выражения вроде «мочить в сортире» или «обрезать по самое некуда» он еще тогда выучил?
– Классе в 4-м Володя вращался в среде дворовой шпаны, но при этом я не могу сказать, что он был с ними заодно или руководствовался какими-то недобропорядочными мотивами. В детстве, насколько я знаю, единственный раз он попробовал закурить и тут же выплюнул со словами: фу, какая гадость. С тех пор больше не курит. Хулиганом я его никогда не считала – ведь слово «хулиган» подразумевает какой-то криминал, а никакого криминала за Володей не было и быть не могло. Возможно, если бы его не перетянуло на свою сторону добро, он и мог войти в так называемую криминальную среду. А умные люди, связавшись с криминалом, сами знаете, становятся опасны вдвойне. Но я видела, что с этим мальчиком можно и нужно работать.
Из книги Веры Гуревич:
...В начальных классах его часто удаляли с уроков, тогда он бегал по всей школе, открывал дверь в классах и кричал: «ку-ку, это я!» – и убегал.
4-й класс он окончил с двумя двойками – по рисованию и пению... Я решила посмотреть, с кем он общается и чем занимается во дворе. Это была обычная дворовая шпана: курили, плевались, матерились, пили пиво из стеклянных банок. ...Подростки были старше Володи. Разница в возрасте была в 2-3 года. Сам Володя не курил, пива не пил, Во всяком случае, я его никогда с папиросой не видела, может, более старшие считали его салагой и просто не угощали ни пивом, ни куревом. Просить же самому было не в его характере, и «шестеркой» он никогда не был.
На вопрос, зачем он проводит время среди дворовой шпаны, обычно отвечал: «Просто так, бывает интересно послушать, как они говорят между собой».
– Еще о Путине любят говорить, что он – неброский, что, прежде чем стать президентом, он считался человеком второго плана. И что именно это помогло ему устроиться на работу в органы.
– В КГБ он пошел, потому что в то время в моде был романтический образ разведчика, а Володя был романтиком в душе. Кроме этого, он любит свой город, страну, народ – отсюда и начинается его патриотизм, о возрождении которого он сейчас ратует в масштабах страны.
Впоследствии, когда Владимир Владимирович баллотировался в президенты, работа в КГБ, значившаяся в его послужном списке, породила к нему недоверие, даже враждебность. Но я-то его хорошо знала. Я знала, что все негативное, что стало появляться о нем в прессе – неправда. Это и заставило меня взяться за перо
Что касается его внешних характеристик... Неброский, неяркий – это он сам так себя выставлял. Он просто так себя вел, внешне никогда не претендовал на лидерство. Но его товарищи чувствовали в нем лидера и уже тогда к нему тянулись.
– Но вы когда-нибудь думали, что он станет президентом?
– Никто, конечно, об этом не думал. Когда Володя заканчивал университет, я предполагала, что он войдет в золотую десятку адвокатов Ленинграда. Он по своей природе всегда был защитником и борцом за справедливость, стремился защитить тех, кто слабее.
Из книги Веры Гуревич:
Он терпеть не мог наглецов и нахалов. Таким он спуску не давал. Если кто-то ...нагло лез вне очереди к раздаче в столовой, Володе приходилось оттаскивать такого за шиворот и ставить в конец очереди. Уже в конце 7 класса все мальчишки в школе знали, что Путин – настоящий спортсмен, сильный, ловкий, справедливый и связываться с ним не стоит.
– Когда Путин перешел на работу в Москву, кто-нибудь предвидел головокружительный взлет его карьеры?
– Семью Путиных я знала много лет и продолжала общаться с родителями Володи даже тогда, когда он стал взрослым. Когда Путина назначили директором ФСБ, был еще жив его отец Владимир Спиридонович. Я пришла его поздравить и, между прочим, говорю: чует мое учительское сердце, что это не последняя его ступенька, он поднимется еще выше. Владимир Спиридонович только рассмеялся. Но о президентстве я не думала: я надеялась, что Владимир Владимирович станет премьер-министром. И он действительно вскоре стал им.
– Что вы почувствовали, когда узнали, что он стал президентом?
– Когда я это услышала, я, как говорится, просто обалдела. Лично была приглашена Путиным на его первую инаугурацию. Продолжаем с ним встречаться и сейчас, хотя очень редко – у президента ведь такой напряженный график. Но 8 марта, или в мой день рождения, или в день учителя он почти всегда меня поздравляет. Два года назад и я была на его дне рождения, которое он отмечал в Петербурге – плавали на корабле по Неве...
А вот бывшего телеведущего «1 канала» Сергея Доренко никто на день рождения Путина не зовет и даже с 8 марта не поздравляет. Но Сергей Леонидович за это на президента не в обиде. «Нам, даосам, благодарность не нужна», – говорит Доренко и поздравляет Путина просто так, бескорыстно:
– Никто не видел реального Путина, и я не видел, – утверждает Доренко. – Я, как и все, общался с электоральным Путиным, потому что Путин – это гениальный отражатель, человек, который любит нравиться. Он всегда принимает обличье того, с кем говорит. Это, кстати, неплохо: про Филиппа Македонского, отца знаменитого завоевателя, говорили, что у фракийцев он никогда не сходил с коня, а у даков никогда не был трезвым. Это значит, что он всегда соответствовал месту и среде, в которых находился. С Путиным – то же самое. Путин – всегда собеседник, он становится вашим отражением, он умеет нравиться и ему нравится нравиться. Надо согласиться с тем, что это некий компромисс, золотая середина, но, если все-таки пытаться доискаться до реальной личности, я не знаю, есть ли она.
Сегодня в нашей стране всенародный праздник: вселение душ «хунь» в президента Путина. По даоской философии, в день рождения в именинника вселяются «хунь» – небесные души. Всего, как считают даосы, у человека десять душ: по – земные, хунь – небесные. По приходят в момент зачатия, а хунь – в момент, когда ребенок открывает рот, кричит. Когда он кричит, они и залетают к нему в рот. С этим я и поздравляю Владимира Владимировича. Я действительно рад поздравить его, хотя мы отчасти антагонисты – потому что, по той же даоской премудрости, он – светлый огонь, а я – черная вода. Вода все время заливает бедный огонь, поэтому я даже боюсь своим поздравлением его как-то задеть и не буду сильно плескаться...
Беседовал Валерий Береснев,
«Фонтанка.ру»