4 октября депутаты ЗакСа утвердили в третьих чтениях две крупные целевые программы – о строительстве «Газпром-сити» в Красногвардейском районе и пассажирского терминала на Васильевском острове. Претензии недовольных к проектам остались прежними – демократы в очередной раз говорили про аферы, цинизм и эксплуатацию бюджета.
Сегодня депутаты ЗакСа утвердили в третьих чтениях две крупные целевые программы – о строительстве «Газпром-сити» в Красногвардейском районе и пассажирского терминала на Васильевском острове. Претензии недовольных к проектам остались прежними – демократы в очередной раз говорили про аферы, цинизм и эксплуатацию бюджета. Впрочем, аргументы инициаторов тоже не особо изменились – эйфория от прихода крупных налогоплательщиков и улучшение имиджа города. Похоже, раздражение было связано больше с тем, что правительство с компаниями договорилось обо всем без участия депутатов, а потом просто предложило утвердить принятые решения.
Калькулятор морской суши
«Мы столкнемся с невиданной эксплуатацией государственного бюджета в результате реализации целевой программы по инвестиционному проекту развития морского пассажирского терминала на Васильевском острове», - заявил депутат ЗакСа Михаил Амосов. Чтобы раскритиковать принятый сегодня законопроект по целевой программе строительства пассажирского терминала, парламентарий собрал журналистов у себя в кабинете. И продемонстрировал расчеты, которые уже неоднократно обсуждались в парламенте. Речь идет о «переплате» из бюджета города средств за выкуп объектов в будущем порту. Амосова не устраивает, что город дает возможность компании заработать 724 миллиона рублей. Затраты на строительство самого порта за счет средств «МФ», займов и кредитов составляют более 6 миллиардов 147 миллионов рублей. При этом город, начиная с 2008 года, планирует выкупить облигационные займы компании за 6 миллиардов 871 миллионов рублей. Таким образом, «Морской фасад» получит дополнительно 724 миллиона, что, по мнению Амосова, слишком большой доход для компании, осуществляющей «дело государственной важности».
Напомним, что первый скандал вокруг проекта разразился две недели назад во время обсуждения законопроекта «за основу». Тогда Михаил Амосов обвинил правительство Петербурга в «сговоре с сомнительными личностями». Вице-губернатор Михаил Осеевский в ответ процитировал Андрея Макаревича: «Концы имеют разные начала... и трудно сделать так, чтоб я молчал».
В тот день все ходили по ЗакСу с калькуляторами, потому что Михаил Амосов считал цифры в таблицах, указанных в законопроекте. В таблице из 3-х граф была указана сумма в 5,9 миллиардов, предназначенная на выкуп облигационного займа, в графе по выкупу голосующих акций инвестора - 1,1 милиарда, а в графе, оговаривающей собственные средства инвестора, направляемые на выплату процентов по облигационному займу – 149 миллионов. Так как при сложении этих трех цифр получалось не 6,8 миллиардов, а более 7, у Амосова и возникли вопросы к таблице. Кроме этого, он обвинил правительство «не в намыве территории, а в отмыве денег», напомнив о «яме» у Московского вокзала. Позже оказалось, что сумму в 149 миллионов рублей надо было не складывать, а вычитать, однако в законопроекте об этом ничего не было сказано. Только после сегодняшнего брифинга депутат произвел переучет, но суть своих претензий к проекту не изменил.
Главные финансисты города, в свою очередь объяснили, что 724 миллиарда рублей необходимо выделить для погашения процентов по кредитам инвесторов. Правда, почему погашать эти проценты должен город, ни вице-губернатор Михаил Осеевский, ни председатель комитета финансов Александр Никонов обосновать так и не смогли.
Все попытался объяснить представитель Смольного в городском парламенте Михаил Бродский. В качестве иллюстрации он привел пример: «Строим квартиру за 100 тысяч долларов, которая будет готова к 2012-му году. Но ведь если квартира сегодня стоит оговоренную сумму, к 2012-му году, она явно будет дороже».
Амосов же, как известно, считает иначе. По его мнению, если фасад строится за 6,1 миллиард, то и выкупать его надо за эту же сумму. По словам депутата, демократов не устраивает, что до сих пор нет официального документа – соглашения между инвестором и правительством Петербурга с письменно зафиксированными обязанностями и с ожидаемым итогом реализации программы. По сведениям Амосова, есть только устные договоренности, что в будущем может дать возможность сдвигать границу интересов и обязанностей между городом и инвестором. Депутата также не устраивает, что на сегодняшний день выключены механизмы государственного контроля по реализации проекта и отсутствие официального контроля фактически узаконено. Амосова смущает, что «Морской фасад» не сам будет строить порт, а выступит в качестве заказчика и будет нанимать подрядные организации. Депутат сообщил, что компания уже провела конкурс, и задается вопросом: где гарантии, что этот конкурс проведен в государственных интересах. Кроме этого, по сведениям Амосова, после выкупа объектов порта город намерен передать управление объектами некоей частной организации по результатам конкурса. По мнению депутата, не исключено, что оператором может стать сам «МФ» или аффилированная с ним компания. Таким образом, все ведет к тому, что объект будет сдан обратно частным лицам.
Просчитанный фасад
На сегодняшний день на Васильевском острове намыто порядка 15-ти гектар суши. В течение месяца и члены правительства, и депутаты по очереди наведывались в зону зыбучих песков и подробно допрашивали инвесторов об их планах. Правительственная делегация осталась всем довольна (см. подробнее здесь). Депутаты, приехавшие на намыв через неделю, обнаружив новый территориальный округ в городе, наоборот, расстроились – ведь выборы по «мажоритарке» уже отменены (см. подробнее здесь). В общей сложности, на Васильевском предполагается намыть 452 га новой суши, где предусмотрено строительство современного делового центра, жилых кварталов, зон досуга. Осталось решить, сколько будет островов, как пройдет ЗСД, где точно будут располагаться здания «повышенной высотности» и какие объекты город будет выкупать в свою собственность.
Первая очередь – строительство единственного в России современного Морского пассажирского порта, площадь акватории которого составит 77 га. Намывать территории под него и строить порт будет компания «Морской фасад». Стоимость этой части проекта – 6 миллиардов 147 миллионов рублей. Но «Морской фасад» рассчитывает затратить на это только 560 миллионов рублей собственных средств, а львиную долю привлечь извне – 1 миллиард 980 миллионов получить в виде кредитов и займов, еще 3 миллиарда 600 миллионов – в виде дохода от выпущенных облигаций. Мнение местных жителей уже учтено: как заявляла во время объезда губернатор Петербурга, спекуляции недовольных не имеют под собой никаких оснований, так как эта территория только выиграет от пассажирского терминала.
Общий объем финансирования МПТ должен составить 29 миллиардов рублей, из которых 6 миллиардов – средства федерального бюджета, а 23 миллиарда – частные инвестиции. Уже к сегодняшнему дню освоено 442 миллиона рублей частных инвестиций и 1 миллиард 372 миллиона рублей из федерального бюджета. Напомним, что инициатором проекта выступила компания First Quantum Ltd, которая в настоящий момент является одним из акционеров «Морского фасада», в том числе и основным инвестором. Как сообщили на совещании, 20% будущей территории займут бизнес-центры, 5% - штаб-квартиры крупных компаний, 51% - жилье, 6% - торговля, 14% - общественно-деловой центр, 2,5% - гостиницы.
На терминале будут функционировать 7 причалов: 5 круизных, один паромный и один – общий, и для круизов, и для паромов. Уже составляется расписание круизных компаний, суда которых будут прибывать сюда начиная с 2008 года. Часть зданий будет повышенной высотности, однако пояснить, насколько они будут масштабными, участники затруднились. К 1 октября должен быть подготовлен проект сочетания МПТ с Западным скоростным диаметром, в ноябре пройдет градостроительный совет по этому проекту. Сейчас же обсуждается вопрос об участии города в проекте. Как пояснили в компании, так как порт, по идее, должен быть в собственности города, то правительству надо будет выкупить объекты. И вообще в такой ситуации становится непонятным участие инвестора в проекте, когда город сам мог бы, скооперировавшись с федеральным центром, привлечь специалистов и построить порт. Может быть, и с местными потерями. Однако так никто и не объяснил, зачем городу вообще компания-посредник для строительства порт, если город и сам может нанять подрядные организации и поручить, например, Комитету по стратегическим проектам заняться проектом. Однако, по всей видимости, ответы на эти вопросы кроются где-то в Госдуме. Ведь сама необходимость возникновения финансовых гарантий со стороны города в виде утвержденной сегодня целевой программы, по слухам, возникла после того, как депутат ГД обратился в ряд иностранных банков за кредитами, но получил отказ. Так как только утвержденная на сегодняшний день схема финансирования и реализации проекта может принести дивиденды депутату федерального парламента Виталию Южилину. Оппозиционно настроенные городские политики предполагают, что когда возникла вероятность того, что реализация «стратегического проекта» может оказаться под угрозой срыва, Смольный предложил финансовые гарантии банковских рисков.
Сити или Газпром?
Еще одну точку, почти 300-метровую, депутаты поставили сегодня, приняв «в целом» целевую программу по строительству административно-делового центра в Красногвардейском районе Петербурга, именуемого «Газпром-сити». Обсуждение этого проекта ведется с весны текущего года, и в процессе рассмотрения документ претерпел значительные изменения. Изначально, весной, компания «Газпромнефть» (тогда она называлась «Сибнефть») в Красногвардейском районе планировала построить только штаб-квартиру компании. На строительство центра ежегодно из горбюджета планировалось выделять по 200 миллионов долларов, а из средств «Сибнефти» - по 100 миллионов.
Однако к сегодняшнему дню проект изменился. Было принято решение выделить из бюджета Петербурга порядка 60 миллиардов рублей на развитие комплекса для компании. Так, в этом году выделяется 1,755 миллиарда рублей, в 2007 - 4,245 миллиарда, и в 2008-2016 годы - по 6 миллиардов рублей ежегодно. Взамен компания платит налоги в городской бюджет – минимум 12 миллиардов в будущем году. Из этих средств и будут выделяться субсидии на строительство центра. Последние изменения в проекте касаются того, что для работников компании на территории «Газпром-сити» будет построено жилье.
Это изменение и породило очередной скандал в городском парламенте. Еще неделю назад во время второго чтения документа депутат Сергей Андреев обозвал этот проект раковой опухолью Красногвардейского района и метастазом для всего города. Депутат Михаил Амосов разъяснил позицию своих коллег, заявив, что принципиально он не против делового центра для крупной компании, но его смущают постоянно растущие аппетиты. Сначала компания готова была оплатить строительство одной трети центра, затем было решено, что только Петербург выделяет средства, а теперь «Газпром нефти» нужно еще и жилье для сотрудников. По мнению Амосова, это очень легкомысленный шаг со стороны городского правительства.
На выступления депутатов на прошлой неделе отреагировал обычно тихий и скромный представитель Смольного в Законодательном собрании Михаил Бродский, который неожиданно для всех набросился на демократов: «Так давайте избавимся от этих раковых опухолей и метастазов, если вы так хотите. Давайте при наличии дефицита в городе выкорчуем все газовые организации, например, в Курортном районе или на Северо-Западной ТЭЦ». В общем, он охарактеризовал эти заявления как неуместные и антинародные и совсем не демократические.
Михаил Осеевский, в свою очередь напомнил, что сама компания «Газпром нефть» ничего городу не должна. «Мы создаем условия - они работают. Не создаем - не работают», - отметил Осеевский. В разговоре с корреспондентом «Фонтанки» он сказал, что в этом году «Газпром нефть» перечислит в бюджет города налоги в размере 7 миллиардов рублей, а в следующем году - не меньше 12 миллиардов рублей. При этом сказать, сколько будет жилья для сотрудников «Газпром нефти», сейчас нельзя. И вообще город целенаправленно никакого жилья для компании не строит. «Мы выделяем из бюджета деньги, а они уже сами решают, что и как будут строить», - заявил Осеевский.
Но доводы вице-губернатора оппозиционеров не убедили. И на сегодняшнем заседании Сергей Гуляев снова выступил с пламенной речью – обозвал настоящим цинизмом утвержденную депутатами целевую программу и объяснил свою точку зрения. Он подчеркнул, что выделять субвенции компании не только на строительство центра, но и жилья для сотрудников – это недопустимо, в то время как в очереди на улучшение жилищных условий стоит 700 тысяч петербуржцев. Сейчас идет согласование по объектам на территории будущего административно-делового комплекса. До завершения конкурса на архитектурные предложения по «Газпром-сити» о жилье или других объектах ничего определенного сказать нельзя.
Планирование «большого голубого...»
Инвестором и заказчиком строительства небоскреба «Газпром-сити» в Красногвардейском районе выступит ООО «Газпром нефть инвест». Возведение здания с видом на Смольный должно начаться уже в начале 2007-го и завершиться к 2010-му году. Помимо офисного центра, возможно, появятся пятизвездочная гостиница, музей истории первых поселений на территории города и помещения под торговлю. Под комплекс предусмотрена территория рядом с гостиницей «Охта». Несколько лет назад небольшой участок был предоставлен компании «Газпром» для проведения проектно-изыскательских работ и строительства офиса. К этой территории будут присоединены примерно 10-12 гектаров участка «Петрозавода» и 10 гектаров, принадлежащих ранее заводу «Штурманские приборы». Здания этих двух заводов будут снесены. Из всех вопросов вокруг центра наиболее остро обсуждается соблюдение высотного регламента. Изначальные сведения о том, что здание будет высотой в 300 метров, власти неоднократно опровергали. Но отмечали, что здание будет максимально высоким. Власти рассчитывают увидеть объект, который бы «органично вписывался в окружающую архитектурную среду». Напомним, что победителями первого этапа стали несколько архитекторов, все - специалисты по высотным зданиям. Ими стали Жан Нувель (Франция), Рем Колхас (Нидерланды), компания «ЭрЭмДжейЭм» (Великобритания), Массимилиано Фуксас (Италия), Жак Герцог и Пьер Де Мерон (Швейцария), Даниэль Либескинд (США) и Ричард Роджерс (Великобритания). Лучший проект будет выбран в ноябре.
Впрочем, недовольные проектом уже нашлись не только среди депутатов, но и среди специалистов – архитекторов. Петербургские архитекторы написали открытое письмо губернатору Валентине Матвиенко и спикеру Законодательного собрания Вадиму Тюльпанову, в котором выразили резкий протест против строительства в центре города 300-метровой башни комплекса «Газпром-сити».
Архитекторы назвали эти планы «настоящим преступлением перед будущими поколениями петербуржцев» и попросили губернатора пересмотреть условия конкурса на проектирование небоскреба. По их мнению, его появление нанесет «непоправимый ущерб» облику города. «Строительство 300-метровой башни, более чем в 2 раза превышающей шпиль колокольни Петропавловского собора, в 3 с лишним раза купол Исаакия и собора Смольного монастыря, видимой по существу ото всех основных мест исторического центра (даже с Васильевского острова!), с неизбежностью разрушит гармонию петербургских доминант, складывавшуюся столетиями», - писали они. О недопустимости такого строительства заявлял и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Недавно он сообщил журналистам, что проект «Газпром-сити» на Малой Охте даже будет включен в так называемую «Красную книгу» - свод проектов, угрожающих архитектурному облику Петербурга.
Депутаты хотят диалога
Демократы городского парламента не раз заявляли, что они не против самого пассажирского терминала и делового центра. А если отмести все их остальные претензии, останется только одна, не высказанная. Ведь городских парламентариев и в той, и в другой ситуации поставили перед фактом и представили проекты уже просчитанные, а договоренности - достигнутые. И ни на одном этапе переговоров, у них не спросили: «А что вы думаете по этому поводу?» А просто объяснили, что «так надо». На самом деле, даже самые оппозиционно-настроенные парламентарии не против прихода в город крупных инвесторов, строительства портов и бизнес-центров мирового уровня. Просто процесс согласования с законодательным органом превратился в монолог со стороны исполнительной власти. С другой стороны, губернатор заявила на последнем заседании правительства: «Приведите в город хотя бы одну компанию, которая будет платить налоги в бюджет хотя бы в три миллиарда рублей, тогда и осуждайте». Может быть, она и права.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру