Утром 2 октября у ворот Летнего сада столпились недоумевающие посетители – сад был закрыт «по техническим причинам». Оказалось, что накануне вечером по Школьной аллее проходило несколько посетителей, по всей видимости, нетрезвых. Кто-то из персонажей итальянской скульптуры чем-то им не угодил. В итоге под горячую руку неизвестных попали восемь бюстов
Вы когда-нибудь всматривались в скульптуры Летнего сада? Нетрудно обнаружить, что они в ужасном состоянии. У многих пластмассовые носы, царапины, несколько слоев штукатурки. Год за годом они все меньше похожи на то, какими хотели видеть их скульпторы 18-го столетия. Некоторых из них давно «сменили на посту» копии. Холодный и сырой климат Северной Венеции беспощаден к древнегреческим богам и героям. Но не меньше неприятностей они терпят и от рук вандалов.
Утром 2 октября у ворот Летнего сада столпились недоумевающие посетители, в основном - дети в сопровождении воспитателей. Однако ворота не открывались и около часа к посетителям никто не выходил. Прояснить ситуацию смогла лишь работница музея. Она объяснила, что прогуляться по аллеям Летнего сада можно будет в другой день, сегодня сад закрыт «по техническим причинам».
«Техническая причина» была отнюдь не тривиальна. Накануне вечером, буквально за несколько минут до закрытия, по Школьной аллее проходило несколько посетителей, по всей видимости, нетрезвых. Кто-то из персонажей итальянской скульптуры чем-то им не угодил – то ли «Петроний I» работы скульптора Корраджи (оригинал, 18 век), то ли «Скребония, жена императора» (также оригинал, 18 век), то ли безымянная женщина в серой драпировке... В общем, под горячую руку неизвестных попали восемь бюстов, из которых пять оказались подлинниками, объектами культурного наследия. Еще три копии, изготовленные в 80-х годах прошлого столетия, пострадали «за компанию».
В половине десятого павших в неравной битве с вандалами обнаружила охрана сада, выполнявшая последний обход перед закрытием. И уже до утра место происшествия охранял наряд милиции. Пострадавшие скульптуры утром увезли в мастерскую Русского музея. Как сообщил главный хранитель Иван Карлов, объекты культурного наследия (работы итальянских мастеров 18-го века) пострадали незначительно, и вскоре должны вернуться на свои места.
– Все они хорошо закреплены на гранитных постаментах, я лично проверял их на прочность и не смог даже пошатнуть, - рассказал он, - Видимо, вандалов было как минимум несколько человек.
Увы, скульптуры на открытом пространстве становятся для вандалов беззащитной мишенью. У Летнего сада своя «история вандализма». Имеется даже специальная книга, в которую уже не первый век записываются все подобные случаи.
– Очень неприятно читать, как в 18-м веке «солдат Иван Сидоров, будучи пьяным, толкнул одну из статуй. Наутро, протрезвев, он не смог вспомнить, зачем сделал это, а только плакал и раскаивался, – рассказал Иван Карлов.
– Акты вандализма происходят, конечно, не каждый год, но достаточно часто. Три года назад пьяные курсанты оторвали копье у статуи Минервы. Еще раньше «отобрали» меч у «Правосудия», даже поджигали газету в пасти у дракона, – говорит хранитель скульптуры Летнего сада Галина Хвостова.
Сотрудники вневедомственной охраны не раз обращались к администрации музея с тем, чтобы во имя безопасности сада установить систему видеонаблюдения и привести в порядок освещение аллей. Но до сих пор этого не было сделано, и культурное наследие стерегли буквально «вслепую». Вероятно, теперь заговорят совсем по-другому. В этом заверил петербуржцев начальник отдела охраны объектов культурного наследия Росохранкультуры Александр Быков:
Ситуация, в общем типичная. Даже и не стоит повторять набившую оскомину пословицу про жареного петуха. Как показала история с Эрмитажем, а затем и с Летним садом, вопросы охраны музейных ценностей в культурной столице решаются несколько запоздало. Можно долго спорить о том, насколько «культурный» статус Петербурга увязывается с «солдатами Сидоровыми» и их наследниками, которым не по нраву итальянская скульптура. Но это явно не новость для тех, кто отвечает за сохранность памятников. Так в чем же дело?
Павел Викторов,
фото Ксении Потеевой,
Фонтанка.ру