Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество КГБ: приходи на меня посмотреть (фото)

КГБ: приходи на меня посмотреть (фото)

838

Аббревиатура КГБ - одна из визитных карточек советской эпохи. "Контора глубокого бурения", "органы внутренней секреции" - как только не называли самую могущественную и таинственную спецслужбу России ХХ века. Техническому оснащению и частично истории КГБ посвящена выставка "КГБ СССР: люди, судьбы, операции", открывшаяся сегодня в Музее политической истории.

Да, Лубянка - это не Петровка,
У ней серьезная, большая подготовка,
У ней и лазер, и радар, и ротор,
И верный кадр – дворник дядя Федор

Ю. Ким

Аббревиатура КГБ - одна из визитных карточек советской эпохи. «Контора глубокого бурения», «органы внутренней секреции», просто «ГэБэ» - как только не называли самую могущественную и таинственную спецслужбу России ХХ века.

Деятельность КГБ в советское время простиралась повсюду – от внешней разведки и до внутренней контрразведки и от борьбы с инакомыслием внутри страны до пресечения идеологического вмешательства извне. Соответственно, и мифов вокруг этой организации было немало. В частности, о безграничных ресурсах и всемогуществе «органов». Но не все так просто, считают бывшие КаГэБэшники.

«На самом деле, техническое оснащение не шло ни в какое сравнение с тем, о чем говорилось в легендах, распространяемых всякими «знатоками». Зачастую сложные задачи выполняли обычной бытовой техникой. А ночную съемку приходилось вести камерой весом 400 килограмм!» - рассказывает ветеран КГБ Валерий Попов.

Техническому оснащению и частично истории КГБ посвящена выставка «КГБ СССР: люди, судьбы, операции», открывшаяся сегодня в Музее политической истории (филиал «История политической полиции»). Основная часть экспонатов – оружие, спецсредства и исторические документы. Сами ветераны внутренних и внешних «заплечных дел» собрались на фуршет в соседнем зале, и к концу дня оттуда доносилось громогласное «Ура! Ура! Ура!». Некоторые из них с удовольствием рассказывали о своей работе – но, разумеется, далеко не все...

- Создан ненормальный ореол вокруг нашей организации – эдакие «душители свободы». Я считаю, это некрасиво, - говорит Валерий Попов. – Я лично вел скрытую съемку похорон Ахматовой. Потом было указание пленку уничтожить, а я сказал своему начальнику – этого нельзя делать, Ахматова – это наша гордость! И он разрешил мне оставить пленку у себя. Потом, в начале 1990-х, я передал ее музею Анны Андреевны.

Но пленка пленкой, а многое из того, что было засекречено еще десятилетия назад, до сих пор находится под грифом. И в числе этого – информация о репрессированных, столь ценная для родственников пострадавших от НКВД-КГБ. Усилиями бывших узников режима и их родных обратная сторона секретной службы известна – наглядные результаты ее работы в виде лагерных экспонатов и воспоминаний политзаключенных уже собраны в многих краевых музеях и постоянно кочующих от зала к залу экспозициях. Создан даже «Виртуальный музей ГУЛАГа» - вполне удачная попытка объединить разрозненные «осколки прошлого» в цифровом воплощении.

Теперь на витрину музея попал и сам КГБ. И хотя степень секретности от этой выставки нисколько не пострадала, сделан еще один шаг в очень важном направлении: истории, которой, как к ней не относись, единственно правильное место – на музейном стенде.

Павел Викторов,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях