Очередной обыск в «Петербургском социальном коммерческом банке», проведенный сегодня в здании на Шпалерной улице, очевидно, должен показать бизнес-сообществу Санкт-Петербурга, что следствие по ранее возбужденным в питерском УФСБ уголовным делам по незаконному отмыванию денег в самом разгаре.
Оперативное сопровождение уголовных дел осуществляет служба экономической безопасности ФСБ, которую несколько дней назад после перевода бывшего начальника Алексея Шаманина на должность начальника Управления ФСБ города Иваново, наконец, возглавил полковник Дмитрий Кузнецов – выходец из недр этого же подразделения. Это первая акция СЭБа с его приходом. Логика взаимосвязи заключается в том, что новый руководитель службы - сторонник жестких методов, так как ранее он занимался разработкой лидеров организованной преступности, в том числе принимал ключевое участие в привлечении к уголовной ответственности Михаила Мирилашвили.
Проблемные банки – следствие непрозрачной и порой весьма нечистоплотной кредитно-финансовой сферы. В мутной постсоветской воде, на фоне лихой приватизации нарождавшаяся банковская система стала, по сути, огромным коллектором, с готовностью перерабатывающим финансы любого происхождения. Соответственно времени ширился и перечень оказываемых услуг. А оставшаяся без государственного контроля экономика требовала все больше наличных. Говорят, только за «кэш» совершаются определенные сделки и платятся взятки. Это несомненно, потому что недоказуемо.
Со временем оказание подобного рода услуг стало налаженным и весьма прибыльным бизнесом. Помимо «обналички», банки неофициально оказывают доверенным клиентам массу щекотливых услуг. Компетентные источники говорят, что это и транзит средств организаций для занижения налогооблагаемой базы, и переправка денег за рубеж, и возмещение липового НДС. На регулирующие законы все смотрели как на правовые средства защиты от наводнений.
До поры до времени государство взирало на происходящее сквозь пальцы. Похоже, они сожмутся в кулак для тех, кто не заметил указательного перста, публично пригрозившего им недавно с совещания в резиденции «Бочаров ручей». Устами президента была дана оценка сегодняшней ситуации: «Использование банковских институтов для криминальных целей, к сожалению, продолжается, и мы с вами являемся свидетелями обналичивания миллиардов рублей ежемесячно в стране. Мы являемся свидетелями вывода огромных финансовых ресурсов за границу. Эти средства, которые повторно в огромных количествах обналичиваются каждый день через банковскую систему страны, используются не только на «конвертную» оплату услуг. Эти средства используются на криминальные цели в широком смысле этого слова, на террористическую деятельность, эти средства используются наркомафией».
Вектор, заданный первым лицом государства, вызван стремлением России к интеграции в мировую финансовую систему, препятствием для которой стали звучащие из-за рубежа назойливые напоминания об абсолютной непрозрачности нашей банковской сферы.
Напомним, что до сих пор основным инструментом борьбы является принятый Госдумой в 2001 году закон «О противодействии легализации («отмыванию») денежных средств, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Во главе борьбы стоит Центральный банк и специально образованная финансовая разведка – Комитет по финансовому мониторингу. Одним из идеологов подобного масштабного наступления на теневые финансовые системы и был первый зампред Центробанка Андрей Козлов, убитый в Москве 14 сентября. Именно он инициировал отзыв лицензий у десятков банков, заподозренных в отмывании денег, в том числе и у «Содбизнесбанка», крах которого спровоцировал банковский кризис в 2005 году.
Убийство Андрея Козлова государство расценило как вызов. Отсюда новый виток проверок проблемных банков. Чего стоит ожидать в дальнейшем? Информированные источники в Банке России полагают, что ужесточение надзорных функций приведет к отзыву лицензий у заподозренных банков. Однако подобной мерой сейчас мало кого удивишь. Аналитики сходятся во мнении, что следующим шагом будет персонификация ответственности за совершение финансовых махинаций – собственно то, что не успел реализовать Андрей Козлов.
Дело в том, что до сих пор ни менеджеры, ни хозяева банков не несли за «отмывание» и «обналичку» никакой ответственности. Представляется, что на данном поприще инициатива от надзорных органов будет постепенно переходить к правоохранительным.
В отличие от других регионов России, в Санкт-Петербурге наиболее «продвинутая» ситуация с привлечением банкиров и финансистов к ответственности. Так, следственной службой питерского УФСБ ведется пять уголовных дел, возбужденных в отношении руководителей и сотрудников ряда известных кредитно-финансовых учреждений. Привычными явлениями стали и обыски в банках, как правило, знаменующиеся сообщениями об аресте сотен миллионов рублей «грязных» денег, а также изъятии печатей и комплексов документов на фирмы-«однодневки». Под стражей находятся уже более пяти обвиняемых.
В Санкт-Петербурге наиболее громкими стали уголовные дела по «Морскому торгово-промышленному» и «Петербургскому социальному коммерческому» банкам, которые были обысканы не по одному разу. Как пояснил нам один из высокопоставленных сотрудников ГУ Центробанка по Санкт-Петербургу, возможно, именно эти банки и следует рассматривать как первые жертвы предполагаемой волны репрессий – как со стороны Банка России, так и со стороны правоохранительных органов в лице межведомственной комиссии, созданной по инициативе Владимира Путина из представителей Генпрокуратуры, налоговой службы, финансовой разведки, ФСБ, МВД и Центробанка.
Примечательно, что в отличие от Москвы в Санкт-Петербурге в 2006 году не была отозвана лицензия ни у одного банка, хотя поводы к этому были – и серьезные. Однако действия службы экономической безопасности питерского УФСБ в свете новой политики финансового оздоровления могут нарушить хрупкое равновесие на банковском рынке северной столицы. И рынок этот ожидают серьезные потрясения, которые толкнут его на некомфортный путь осознания происходящего.
P.S. Вместе с тем, в «Петербургском социальном коммерческом банке» утверждают, что никаких следственно-оперативных мероприятий у них сегодня не проводилось. Как сообщил корреспонденту АЖУРа председатель Совета директоров банка Владимир Прибыткин, в рамках борьбы с противоправными действиями по легализации доходов, добытых преступным путем, у банка налажено сотрудничество с ФСБ. И сегодня никаких обысков в здании ПСКБ на Шпалерной не происходило – сотрудники УФСБ приехали туда за консультативной помощью. «В рамках нашего сотрудничества мы показали им на конкретных документах, как выявляем финансовые преступления», - сообщил Владимир Прибыткин.
Егор Иванов,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
«Большой дом» пошел ва-банк
Арестован еще один фигурант по делу о 'черном нале'
Борьба с "черным налом" бросает тень на банки
Новый виток борьбы УФСБ с "черным налом"
По делу о незаконной банковской деятельности арестованы три человека
Подробности банковских операций ФСБ
Понедельник – день тяжелый. Особенно для банков
«Отмывателями» денег занялась Федеральная служба безопасности