Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Реформа школы: должно быть не хуже...

Реформа школы: должно быть не хуже...

174
Фото: ntv.ru

Не успели руководители учебных заведений освоить одну новинку – финансово-хозяйственную самостоятельность, а уже 1 января 2007 года их ждет новый «подарок» – переход на нормативное финансирование. В некоторых регионах к подобной системе перешли уже несколько лет назад. В порядке эксперимента, конечно. А некоторые эксперты утверждают, что принципы нормативного финансирования были заложены еще в 1990-х годах в федеральном законе «Об образовании». Да и «счастливчики», на которых апробируют новшество, утверждают, что все, мол, нормально – эксперимент проходит удачно. Может, оно, конечно, и так, но некоторые ответы в ответственных за введение нормативного финансирования городских комитетах настораживают.

Корреспондент «Фонтанки» решил разобраться, что же это за система такая и сколько все же денег будут выделять школам, но прямого ответа так и не нашел.

Во-первых, вводится так называемое «подушевое» финансирование, – чтобы «эффективно расходовать бюджетные средства». (Интересное дело, а как они расходовались до сих пор? Особенно если учитывать, что общий объем бюджетного финансирования образования в Санкт-Петербурге увеличивается с каждым годом.) Получается, что с введением принципа «деньги идут за учеником» произойдет перераспределение средств между образовательным учреждениями. Попросту говоря, бюджетные организации начнут конкурировать между собой.

В таком случае образовательные учреждения смогут сменить статус и стать самостоятельными субъектами рынка. На самом же деле понятно, что «выплывут» в данной ситуации сильнейшие - те, кто и сейчас чувствуют себя вполне неплохо. Учреждения же с так называемым «убывающим контингентом», возможно, вообще канут в лету. Однако в системе образования они все-таки смогут остаться. Как заявила корреспонденту «Фонтанки» Лариса Кузьмина, пресс-секретарь комитета по образованию, вопрос с каждым таким учебным учреждением будет решаться отдельно. Возможно, аутсайдеры просто войдут в модные ныне учебные комплексы, и у них поменяется руководитель.

Тех же, кто побоится расстаться с полным госфинансированием, лишат финансовой самостоятельности. К счастью, разработчики новой системы не стали стричь всех под одну гребенку. Некоторым образовательным учреждениям – в силу их специфики – средства будут выделяться, как и раньше, на сметной основе. Так что ряд спортивных школ, школ для детей с ограниченными возможностями, межшкольные учебные комбинаты пока останутся неприкосновенными, и будут получать средства в прежнем объеме.

Во-вторых, не очень понятно из чего сумма будет складываться. Например, Лариса Кузьмина заявила, что в итоговую цифру не будут входить расходы на капитальный ремонт и коммунальные услуги. Что, в принципе, понятно – учреждения-то у нас совершенно разные и построены в разное время. Кому-то требуется стеночки обновить, а где-то, возможно, крыша падает.

А в методике расчета бюджетных потребностей Санкт-Петербурга в области образования, которую разработал Комитет экономического развития, промышленности и торговли (КЭРППиТ), черным по белому написаны три основных элемента системы затрат. Первый вполне понятен – это норматив на обучение. Так называемые «расходы, связанные с представлением услуги», с трогательным уточнением - «приведенные на ЕДИНИЦУ КОНТИНГЕНТА в год». А вот два других полностью расходятся со словами пресс-секретаря комитета по образованию. Это и есть те самые нормативы на жилищно-коммунальные услуги (за исключением расходов на тепловую энергию) и на капитальный ремонт (приведен на 1 кв.м. общей площади, занимаемой образовательным учреждением). Когда корреспондент «Фонтанки» попытался выяснить, кому же верить, один из сотрудников пресс-службы КЭРППиТ взял тайм-аут. Оно и понятно: обладать всей информацией невозможно, но последующий ответ несколько удивил – средства будут выделяться на текущий ремонт помещений. Может, оно и так, но в методике-то написано совсем другое!

К слову, надо отдать должное разработчикам – они постарались учесть все возможные варианты. В смету вложили совершенно разнообразные статьи расходов – от оплаты труда персонала с отчислениями на социальные нужды до оплаты транспортных услуг и услуг связи. Да и образовательные учреждения разделили на 45 видов. Так что каждый получит по заслугам.

Подстраховались и на случай нехватки средств – создали резервный фонд. Тоже веяние нынче модное. Анализ, конечно, показал, что денег хватит но, как говорится, береженого бог бережет. Фонд «на непредвиденные расходы» сформировали в размере 5% от величины затрат, так что можно спать спокойно.

Ну и последнее – до сих пор никто не знает, сколько же денег будут выделять на самом деле. На этот вопрос не смогли ответить ни в комитете по образованию, ни в КЭРППиТ. В наших школах, по всей видимости, работают оптимисты. Татьяна Максимовна, завуч одной из петербургских начальных школ, сказала корреспонденту «Фонтанки», что хоть и «не знает, чего ждать», все же считает, что «должно быть во всяком случае не хуже».

А некоторых родителей, только успевших удивиться прекращению так называемых «поборов», в новом году, возможно, будет ждать неприятный сюрприз. На очередном собрании их снова попросят сдать деньги «на общественные нужды».

Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях