Не успели руководители учебных заведений освоить одну новинку – финансово-хозяйственную самостоятельность, а уже 1 января 2007 года их ждет новый «подарок» – переход на нормативное финансирование. В некоторых регионах к подобной системе перешли уже несколько лет назад. В порядке эксперимента, конечно. А некоторые эксперты утверждают, что принципы нормативного финансирования были заложены еще в 1990-х годах в федеральном законе «Об образовании». Да и «счастливчики», на которых апробируют новшество, утверждают, что все, мол, нормально – эксперимент проходит удачно. Может, оно, конечно, и так, но некоторые ответы в ответственных за введение нормативного финансирования городских комитетах настораживают.
Корреспондент «Фонтанки» решил разобраться, что же это за система такая и сколько все же денег будут выделять школам, но прямого ответа так и не нашел.
Во-первых, вводится так называемое «подушевое» финансирование, – чтобы «эффективно расходовать бюджетные средства». (Интересное дело, а как они расходовались до сих пор? Особенно если учитывать, что общий объем бюджетного финансирования образования в Санкт-Петербурге увеличивается с каждым годом.) Получается, что с введением принципа «деньги идут за учеником» произойдет перераспределение средств между образовательным учреждениями. Попросту говоря, бюджетные организации начнут конкурировать между собой.
В таком случае образовательные учреждения смогут сменить статус и стать самостоятельными субъектами рынка. На самом же деле понятно, что «выплывут» в данной ситуации сильнейшие - те, кто и сейчас чувствуют себя вполне неплохо. Учреждения же с так называемым «убывающим контингентом», возможно, вообще канут в лету. Однако в системе образования они все-таки смогут остаться. Как заявила корреспонденту «Фонтанки» Лариса Кузьмина, пресс-секретарь комитета по образованию, вопрос с каждым таким учебным учреждением будет решаться отдельно. Возможно, аутсайдеры просто войдут в модные ныне учебные комплексы, и у них поменяется руководитель.
Тех же, кто побоится расстаться с полным госфинансированием, лишат финансовой самостоятельности. К счастью, разработчики новой системы не стали стричь всех под одну гребенку. Некоторым образовательным учреждениям – в силу их специфики – средства будут выделяться, как и раньше, на сметной основе. Так что ряд спортивных школ, школ для детей с ограниченными возможностями, межшкольные учебные комбинаты пока останутся неприкосновенными, и будут получать средства в прежнем объеме.
Во-вторых, не очень понятно из чего сумма будет складываться. Например, Лариса Кузьмина заявила, что в итоговую цифру не будут входить расходы на капитальный ремонт и коммунальные услуги. Что, в принципе, понятно – учреждения-то у нас совершенно разные и построены в разное время. Кому-то требуется стеночки обновить, а где-то, возможно, крыша падает.
А в методике расчета бюджетных потребностей Санкт-Петербурга в области образования, которую разработал Комитет экономического развития, промышленности и торговли (КЭРППиТ), черным по белому написаны три основных элемента системы затрат. Первый вполне понятен – это норматив на обучение. Так называемые «расходы, связанные с представлением услуги», с трогательным уточнением - «приведенные на ЕДИНИЦУ КОНТИНГЕНТА в год». А вот два других полностью расходятся со словами пресс-секретаря комитета по образованию. Это и есть те самые нормативы на жилищно-коммунальные услуги (за исключением расходов на тепловую энергию) и на капитальный ремонт (приведен на 1 кв.м. общей площади, занимаемой образовательным учреждением). Когда корреспондент «Фонтанки» попытался выяснить, кому же верить, один из сотрудников пресс-службы КЭРППиТ взял тайм-аут. Оно и понятно: обладать всей информацией невозможно, но последующий ответ несколько удивил – средства будут выделяться на текущий ремонт помещений. Может, оно и так, но в методике-то написано совсем другое!
К слову, надо отдать должное разработчикам – они постарались учесть все возможные варианты. В смету вложили совершенно разнообразные статьи расходов – от оплаты труда персонала с отчислениями на социальные нужды до оплаты транспортных услуг и услуг связи. Да и образовательные учреждения разделили на 45 видов. Так что каждый получит по заслугам.
Подстраховались и на случай нехватки средств – создали резервный фонд. Тоже веяние нынче модное. Анализ, конечно, показал, что денег хватит но, как говорится, береженого бог бережет. Фонд «на непредвиденные расходы» сформировали в размере 5% от величины затрат, так что можно спать спокойно.
Ну и последнее – до сих пор никто не знает, сколько же денег будут выделять на самом деле. На этот вопрос не смогли ответить ни в комитете по образованию, ни в КЭРППиТ. В наших школах, по всей видимости, работают оптимисты. Татьяна Максимовна, завуч одной из петербургских начальных школ, сказала корреспонденту «Фонтанки», что хоть и «не знает, чего ждать», все же считает, что «должно быть во всяком случае не хуже».
А некоторых родителей, только успевших удивиться прекращению так называемых «поборов», в новом году, возможно, будет ждать неприятный сюрприз. На очередном собрании их снова попросят сдать деньги «на общественные нужды».
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру