В петербургских школах возрождается программа начальной военной подготовки. Все ученики «мужеского пола» теперь будут учить устав, бегать, маршировать и даже разбирать «калаши».
Поправки в федеральное законодательство, предусматривающее получение учащимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение навыков в области гражданской обороны, вступили в силу еще год назад. Но только 1 сентября Комитет по образованию правительства Санкт-Петербурга утвердил методические рекомендации под сложным названием («Система формирования первичных умений и навыков солдата и сержанта у учащихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования средствами начальной военной подготовки»).
Не родись красивым
Начальную военную подготовку (НВП) в обязательном порядке должны будут проходить все молодые люди (граждане мужского пола), учащиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. То есть школьники старших классов, ПТУ, техникумов, колледжей и т.п. Не сдал зачет – не получил аттестат (диплом). Хоть оборона страны и является вопросом исключительно федеральной юрисдикции, порядок проведения НВП регулируется нормативными актами субъекта Федерации. То есть строить обучение школьников в Сестрорецке (территория Санкт-Петербурга) и в Девяткино (уже Ленобласть) будут по-разному. Председатель комитета Ольга Иванова призывает преподавателей НВП («учителей в погонах») проявлять «творческий подход, инициативы, учитывать специфику профессиональной подготовки учащихся и традиции, сложившиеся в образовательном учреждении...»
В чем же заключается «питерский стандарт»? Общая длительность курса – четыре года (этапа). В течение первых двух лет (так называемые младшие курсы) должна проводиться подготовка учащихся на уровне первичных знаний, умений и навыков рядового состава. На втором этапе (старшие курсы) будут продолжать обучать рядовых, но уже в рамках военно-учетной специальности, а также готовить уже сержантов (формировать первичные командирские качества).
Каждый солдат должен знать
Еще с самого начала школьников будут учить одевать противогаз, ориентироваться на местности, выполнять сборку и разборку автомата, стрелять из пневматической винтовки, делать повороты на марше, а также самое важное – выполнять подходы и отходы от начальника. Потом будут учить тушить пожар на посту, готовить АКМ к стрельбе, оказывать помощь утопающему.
К концу «солдатского курса» школьник должен сдать норматив по одеванию противохимического костюма, знать и уметь передавать сигналы для управления строем, менять караул, накладывать жгуты, пользоваться аптечкой и т.д. Боевая подготовка выпускника будет зависеть от технической оснащенности школы или колледжа: ученику дадут пострелять либо боевыми патронами из автомата на стрельбище, либо в тире образовательного учреждения из пневматической винтовки.
Молодой капрал
На втором этапе проводятся не только полезные, но и торжественные ритуалы. Митинги по случаю начала нового учебного года будут сопровождаться разводами на занятия (типа - «десятый класс, налеееево! Шааагом марш!»), в государственные праздники школьников будут строить для объявления приказов или заслушивания поздравлений. По отдельным темам школьников будут учить методам эксплуатации и боевого применения техники и вооружения.
Программа сержантской школы больше напоминает курсы теоретической педагогики –«органическая связь с учебно-воспитательным процессом», «реализация плана формирования в учебное время» и т.д. Причем, учить «будущих командиров» предлагается не только во время соответствующих занятий, а и во время всех уроков. То есть учителям (допустим, русского языка или алгебры, или физики) предложено часть времени выделять на разъяснение методических приемов, которые могут быть использованы при изучении учебных вопросов военной темы.
Методические рекомендации уже направлены в петербургские школы и техникумы. Конкретные учебные планы будут составляться заместителем директора по воспитательной работе совместно с преподавателем ОБЖ и мастером производственного обучения.
Антон Одынец,
специально для Фонтанки.ру